Примером может служить книга Ю.А. Песенко (1982), который трактует категорию фауны так же «широко» и произвольно, как и цитированные выше авторы.
По Ю.А. Песенко, фауна - это «пространственно-временная совокупность животных» - термин, объединяющий понятия «видовой состав» и «население животных». С профессиональной точки зрения это определение - нонсенс. Видовой состав - одна из характеристик населения животных, или животного населения (наряду с численностью, составом жизненных форм, доминантноcтью, видовым разнообразием и т.д.). Что мы получим, если объединим какую-либо форму организации животного мира с одной из ее характеристик? Строго говоря, в книге Ю.А. Песенко «фауна» используется не как научное понятие, а престо как слово в обиходном и беллетристическом смысле («как совокупность животных»), чему, однако, придается принципиальное значение. Излагая материалы под рубриками «фауны», «фаунистики», Ю.А. Песенко буквально прошел мимо научного содержания этих понятий.
С рассматриваемой здесь точки зрения в высшей степени интересна и симптоматична позиция одного из наших ведущих флористов Б.А. Юрцева. Он развивает систему взглядов на предмет флористики, которые в своих основных смысловых моментах совпадают с рядом приведенных выше положений зоологов, в особенности С.И. Левушкина (напомним, что С.И. Левушкин говорил не только о фаунистических, но и о флористических комплексах). Однако Б.А. Юрцев не использовал ни статей С.И. Левушкина, ни других публикаций, в которых затрагивались аналогичные вопросы на примере животного мира.
Положения, развиваемые Б. А. Юрцевым, по существу вытекают из стремления включить в сферу флористики подходы геоботаники и популяционной экологии, что в общем можно было бы только приветствовать, если бы речь шла, например, об использовании данных о фитоценотических связях для выяснения вопросов флористики, о разработке комплексных проблем, пограничных между флористикой и геоботаникой. Однако в работах Б.А. Юрцева речь идет не об этом. В общих чертах его взгляды сводятся к тому, что традиционное понимание флоры (автор передает его как совокупность видов растений, обитающих на данной территории) устарело и что современным задачам флористики и экологии должно соответствовать иное, «более полное» определение флоры. Автор определяет флору «как целостную систему видовых популяций, образующих ткань растительного покрова, и как экологическую систему». Еще одно определение флоры: «система популяций всех видов растений, населяющих данную территорию». И далее: «Флора, таким образом, выступает как множество популяций разных видов в данном топографическом контуре, т.е. как растительное население территории». «В этом смысле любая флора представляет региональное растительное сообщество и автотрофную подсистему соответствующего естественного, или биотического, сообщества той же территории».