Крупнейший ихтиолог Г.В. Никольский опубликовал несколько работ (1947, 1951, 1953), в которых в качестве основной единицы зоогеографии рассматривал фаунистический комплекс, определяемый следующим образом: «Фаунистический комплекс - группа видов, связанная общностью происхождения, т.е. развитием в одной географической зоне, к условиям которой виды, слагающие комплекс, и приспособлены».
Это определение можно считать нонсенсом, так как ни с какими фактами не согласуется и никакой логикой не объясняется отождествление «общности происхождения» и «развития в одной географической зоне». Можно привести бесконечное число примеров того, что фауногенетически единые комплексы таксонов связаны с отрезками нескольких зон (берингийская, восточно-сибирская фауны), либо того, что совокупность характерных обитателей определенных зональных ландшафтов явно гетерогенна (в число типичных эварктов входят потомки высокогорных, степных, приморских форм). Перечень фаунистических комплексов, приводимых автором, также не позволяет понять их смысл. Так, в их числе были: Бореальный равнинный, Нагорноазиатский, Китайский, Понто-Каспийский, Индо-Африканский и т.д. Как это согласовать с положением о развитии в «одной географической зоне»?
В работе 1953 г. Г.В. Никольский давал еще такое определение: «Фаунистический комплекс представляет собой обусловленную историческим ходом развития группу видов, связанных между собой и с окружающей абиотической средой определенными отношениями (расхождение спектров питания у разных видов, коадаптация хищника и жертвы, приспособления биологии размножения, адаптированность к определенным абиотическим факторам)». В этих определениях, с одной стороны, ощущается подмена зоогеографических понятий экологическими, а с другой - стремление объединить несколько вполне самостоятельных форм организации животного мира, таких как фауна, коадаптивный комплекс, ценотические группировки и т.д.
Вполне оправданное и потенциально плодотворное стремление использовать для фауногенетических реконструкций и фаунистического районирования экологические, адаптивные, ценотические критерии превратилось в утверждение, что якобы существует категория, которая объединяет все эти формы организации животного мира. По определению Г.В. Никольского, фаунистический комплекс - это категория, которая объединяет виды и по их генезису, и по отношению к современным зонально-климатическим условиям, и по набору адаптивных свойств и т.д. Правомочность такой трактовки основной зоогеографической единицы невозможно доказать ни логикой, ни фактическими данными.