Уже в прошлом веке был осознан и сформулирован важнейший принцип изучения растительного и животного мира Земли: разграничение двух аспектов, имеющих дело, с одной стороны, с композициями видов и вообще таксонов, а с другой - с совокупностями организмов, особей разнообразных видов.
Первому из них соответствуют понятия флоры и фауны. Сущность второго аспекта сначала была осознана ботаниками, начиная с трудов А. Гумбольдта и, в особенности, после работ А. Гризебаха, и воплотилась в понятиях растительного сообщества, растительности.
Принципиальные различия категорий флоры и растительности особенно четко выявились в ботанико-географических исследованиях, в которых уже в конце XIX в. оформились две самостоятельные научные дисциплины, хорошо охарактеризованные, например, в известной книге Е. Варминга (1901). Задача первой, флористической географии по Е. Вармингу состоит в следующем: составление списков видов растений данной местности, подразделение земного шара на естественные флористические области на основании сродства, т.е. по количеству общих таксонов, деление этих областей на подчиненные категории, выявление границ распространения таксонов, установление эндемиков, реликтов, изучение причин и путей формирования данной флоры, определение центров образования и путей расселения входящих в нее видов.
Задачи второй дисциплины, экологической географии растений, по Е. Вармингу, «совершенно иные»: выяснение, каким образом совокупности растений, «растительные сообщества согласуют свой внешний вид и свои жизненные отправления... с действующими на них внешними факторами», какие виды растений образуют растительные сообщества в «сходных местностях», характеристика «физиономии» растительности, выделение причин и факторов группирования растений в определенные сообщества.