Кроме того, возникало желание сравнить тундру и полярную пустыню с другими природными зонами и рассматривать животный и растительный мир Арктики как часть единой планетарной системы жизни.
При этом на многих примерах приходилось убеждаться, что в экстремальных условиях законы хорологии и биоценотических отношений животных и растений проявляются в обостренном, более отчетливом выражении. В процессе исследований в высоких широтах, в условиях нарастающего пессимума климатического тепла и усиливающегося обеднении жизни, становятся более понятными многие явления планетарного масштаба, в том числе факторы и закономерности общей широтно-зональной структуры флоры и фауны, живого покрова Земли.
Естественно, что некоторые положения, высказанные много лет назад, сейчас уже не представляют существенного интереса, поэтому часть работ помещена в сокращенном виде. В сборник не вошли более частные публикации, посвященные отдельным таксонам или ценотическим комплексам, характеристикам структуры животного населения разных природных зон и др., в которых также высказаны соображения, касающиеся общих проблем экологии и биогеографии и, на мой взгляд, представляющие некоторый интерес с методических или методологических позиций. Все же на большинство таких работ имеются ссылки в статьях сборника, и они приводятся в литературных списках. Причины разнобоя в оформлении библиографии - неодинаковые редакционные формы, использовавшиеся в разных изданиях. Так, в ряде журналов в прошлом, а в некоторых и до сих пор, не приводятся названия статей, что очень сложно восполнить в настоящее время. Несколько избыточная полемичность в отдельных случаях обусловлена сильным разнобоем в трактовке и использовании отечественными экологами и биогеографами ряда ключевых понятий.
Место и время первоначального выхода в свет каждой публикации указаны в конце списка литературы.
Настоящий сборник не мог бы быть подготовлен к изданию без поддержки и огромной редакционной работы сотрудников моей лаборатории, научных коллег и соавторов O.Л. Макаровой, А. Б. Бабенко, С. И. Головача, Н. В. Матвеевой, Н. С. Морозова, Л.Б. Холоповой, О.А. Хрулевой, а также Т. Каллагана (Великобритания), которым я приношу мою глубокую благодарность.