Способы "вневодного" развития земноводных
У земноводных можно наметить четыре основных направления, по которым происходит переход к наземному развитию (полному или неполному): 1) откладка яиц в случайные скопления дождевой воды; 2) откладка яиц во влажные места на берегу, на растения у воды, в трещины скал и т. д., причем в ряде случаев родители создают искусственные убежища в виде нор, гнезд и т. д.; 3) яйца развиваются в соседстве с телом родителей; 4) яйца развиваются до стадии личинки или далее в яйцеводах самки.
Несмотря на обилие путей, по которым идет «вневодное» развитие, оно все же является частным приспособлением того или иного вида к своеобразным условиям существования. Это явление возникает главным образом в тропиках в связи с тяжелым кислородным режимом в водоемах. В то же время только в тропиках, благодаря высокой влажности окружающей среды, возможно развитие «водного» яйца земноводных вне водоема. В засушливых областях и высокогорьях наземное развитие идет по пути яйцеживорождения и живорождения.
Появившись конвергентно в большинстве семейств, но сравнительно у небольшого числа видов, наземное развитие не стало господствующим для класса в целом и не имеет прогрессивного эволюционного значения. Только с появлением богатого желтком замкнутого яйца с плотными третичными и зародышевыми оболочками, присущего рептилиям и птицам, развитие поднялось на новую качественно отличную ступень эволюционного преобразования — стало вполне наземным.
Защитные приспособления в большинстве случаев имеют пассивный характер, например ядовитые кожные железы и приспособительная окраска.
Постоянно влажная голая кожа земноводных, казалось бы, служит прекрасным субстратом для плесеней и объектом для нападения комаров, москитов, клещей, пиявок и других кровососущих животных. Однако не только эктопаразиты, но и хищники сравнительно редко нападают на земноводных, особенно сухопутных. Значительную биологическую роль играют здесь ядовитые кожные железы. Они обычно образуют скопления, расположенные в виде подушкообразных возвышений по бокам головы (паротиды жаб и некоторых саламандр), или разбросаны в виде бородавок вдоль спины (большинство лягушек и тритонов). Поскольку наибольшей опасности как со стороны кровососущих паразитов, так и со стороны хищников подвергаются сухопутные виды, они имеют наиболее мощно развитые ядовитые железы. Напротив, секрет желез постоянно водных видов очень мало ядовит. Так, наиболее ядовит секрет, выделяемый железами жаб, квакш и наземных саламандр. Эти земноводные редко оказываются объектом нападения хищников. Яд их при инъекции млекопитающим и птицам дает тяжелые последствия, вызывая ослабление дыхания и мускульный паралич. Яд некоторых тропических видов особенно силен. Так, африканский короткоголов Phrynomerus bifasciata обжигает руку, а яд бразильской жабы Bufo maritima легко убивает собаку, неосторожно схватившую жабу. Известен яд южноамериканской пятнистой древесницы Dendrobatus tinctorius, издавна употребляемый охотниками Колумбии для отравления стрел; такая стрела с каплей яда умерщвляет крупную обезьяну или ягуара. Из наших видов наиболее ядовиты жерлянки и обыкновенная саламандра. Непосредственное соприкосновение секрета их желез со слизистыми оболочками вызывает очень сильное раздражение. Напротив, почти совершенно не ядовит секрет желез наших зеленых лягушек в малой степени ядовит секрет бурых лягушек. Лягушки оказываются чаще всего добычей сомов, щук, цапель, канюков, норок, выдр и других хищников.