В то же время антропогенные воздействия: рубки, распашки, выжигания и другие - привели к изменению большей части лесов неморально-бореальной полосы.
В результате сплошных или выборочных рубок часть хвойношироколиственных сообществ превращена в теневые широколиственные сообщества; в травяном покрове этих сообществ сильно сократились доли бореальных лесных и всех опушечных видов трав. Из-за распашек и выжиганий часть хвойно-широколиственных лесов превращена в хвойные леса: сосновые, где преобладают боровые виды трав, и еловые, где господствуют бореальные лесные виды трав. И в том, и в другом случае наиболее уязвимы неморальные лесные виды трав и опушечные виды трав разных эколого-ценотических групп.
В южной - неморальной - полосе общее сокращение лесистости, выпас скота в лесах и рубки разного типа привели в первую очередь к исчезновению темнохвойных видов деревьев (ели и пихты) и сокращению числа бореальных видов трав и кустарничков в связи с исчезновением валежа, необходимого для их возобновления, и с увеличением сухости воздуха из-за обезлесивания и формирования на юге лесного пояса степей и полупустынь.
В северной - бореальной - полосе постоянное выжигание лесов привело к наиболее значимому по сравнению с остальными полосами лесного пояса преобразованию почв (практически полное уничтожение мезофауны, формирование мор-гумуса), заболачиванию и, как следствие, к образованию предельно обедненных по видовому составу лесов с простой структурой. Нам кажется парадоксальным, что именно такие леса стали эталоном для палеоботанических реконструкций и выводов об особенностях генезиса флоры и растительности тайги в плейстоцене и голоцене.
Описание растительности и почв редчайших рефугиумов квазиклимаксовых сообществ в бореальной полосе дает возможность предположить, что и в современных климатических условиях, в отсутствии антропогенных воздействий, облик живого покрова бореальной полосы (северной и средней тайги) был подобен облику неморально-бореальной полосы.