Внимательное изучение исторических фактов природопользования на территории Восточной Европы позволяет сделать вывод, что представление о постоянно нарастающем антропогенном прессе упрощено и может быть приложимо только к последним векам.
Периодическое ослабление антропогенного пресса на лесной покров Восточной Европы в связи с войнами, эпидемиями и другими катастрофами, а также особенности традиционного природопользования, при котором размеры одномоментно преобразуемых территорий были сопоставимы с дальностью распространения семян растений и дальностью расселения животных, дало возможность сохраниться большей части видов лесного покрова.
Сравнение особенностей реакции доагрикультурных лесной растительности и почв лесного пояса Восточной Европы на одни и те же воздействия в течение среднего и позднего голоцена - выжигание, распашки, рубки, выпас скота и прочие - показало принципиальные различия в реакции разных полос лесной растительности.
Наиболее хорошо сохранилась растительность центральной - неморально-бореальной полосы. Здесь (по имеющимся данным, нуждающимся в уточнении) мы находим сходство в видовом составе и структуре наиболее хорошо сохранившихся лесных сообществ с таковыми в среднем голоцене. Флористическая специфичность квазиклимаксовых лесов этой полосы проявляется в том, что в них относительно равное участие принимают неморальные, бореальные, ольшанниковые (нитрофильные) лесные виды трав и опушечные (высокотравные) виды трав всех этих трех групп.
Структурная специфичность этих лесов определяется в первую очередь разнообразием конфигурации окон и значительным разнообразием микроместообитаний (разнообразием подкроновых пространств темнохвойных и широколиственных видов деревьев, разнообразием видового состава валежин и т.д.).