В России системы ключевых местообитаний не существует. Однако действующее законодательство в той или иной степени позволяет разрабатывать и внедрять эту систему в практику лесного хозяйства и лесопользования.
Российским лесным законодательством предусмотрено выделение, так называемых, особо защитных участков (ОЗУ), полностью или частично исключаемых из промышленных рубок для сохранения наиболее важных в средообразующем или природоохранном отношении частей лесного ландшафта. В качестве ОЗУ выделяются участки леса, имеющие ресурсоохранное, защитное или средообразующее значение (например, леса около сельских населенных пунктов, вдоль автомагистралей, на крутых склонах и т.д.).
Есть, однако, категории ОЗУ, которые в таежных условиях могут часто совпадать с наиболее важными в плане сохранения биоразнообразия частями ландшафта (участки леса у истоков рек и речек и берегозащитные участки леса). Есть также категории ОЗУ, специально рассчитанные на сохранение биоразнообразия (участки леса с реликтовыми и эндемичными растениями и участки леса в местах обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений). К сожалению, на практике последние две категории ОЗУ практически никогда не выделяются и представляют собой лишь потенциальную возможность для развития системы ключевых местообитаний. Выделение ОЗУ в норме производится при лесоустройстве и связано с довольно большим количеством бюрократических препятствий.
Учитывая различия в природе различных лесных ландшафтов, система выделения ключевых местообитаний, разработанная в скандинавских странах, не может быть механически перенесена в Россию. В подавляющем большинстве случаев потребуется существенная доработка этой системы, с развитием собственной системы критериев и индикаторов выделения ключевых местообитаний. К сожалению, в России пока нет достаточно ярких и завершенных примеров такой работы.