Очевидно, что систему ООПТ в таежной зоне необходимо расширять и делать более репрезентативной. В наиболее северных регионах (Архангельской и Мурманской областях, республиках Карелии и Коми, северной части Пермской области) в качестве основы для расширения репрезентативной системы ООПТ целесообразно рассматривать сохранившиеся там крупные массивы таежных лесов.
Эти массивы, площадью в десятки и сотни тысяч гектаров, представляют собой практически последние крупные природные ландшафты в Европе, в настоящее время не населенные и не фрагментированные хозяйственной инфраструктурой и до настоящего времени не использовавшиеся для промышленных лесозаготовок. Такие массивы сохранились, в основном, в самых удаленных и труднодоступных частях северных таежных регионов, там, где транспортное освоение территории оказывалось невыгодным. Благодаря этому значительная часть таких малонарушенных лесных территорий представлена экономически недоступными лесами, и создание там крупных ООПТ не способно нанести сколько-нибудь серьезный ущерб лесной экономике северных регионов.
В более южных регионах бореальной полосы уже не сохранилось сколько-нибудь крупных массивов таежных лесов. Здесь, по всей видимости, стратегия выбора территорий для создания новых ООПТ должна строиться с учетом сразу двух важнейших факторов: степени сохранности биоразнообразия лесных экосистем и ландшафтов; потенциальной возможности восстановления крупного и самодостаточного лесного ландшафта, способного к самоподдержанию.
Иными словами, при проектировании новых ООПТ надо обратить внимание не только на сохранившиеся участки старовозрастных лесов, но и на крупнейшие бездорожные и мало эксплуатируемые территории, в пределах которых сохранились такие участки. Возможно, следует отдать приоритет не сохранению отдельных небольших фрагментов исходного таежного ландшафта, а сохранению этих фрагментов с их окружением, на основе которого самодостаточный природный ландшафт может быть в будущем восстановлен.