pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

Система ООПТ, существующая в настоящее время в бореальных лесах, не репрезентативна ни по площади, ни по наличию в ней различных типов таежных ландшафтов, ни по степени их сохранности.

Степень защищенности природных экосистем в пределах большинства ООПТ также оставляет желать лучшего - во многих случаях лесохозяйственная деятельность в пределах ООПТ регионального значения не ограничивается вовсе. В крупнейших таежных регионах на долю ООПТ приходится 7,9% в Мурманской, 11,9% в Архангельской областях, 5,3% в Карелии и 15,2% в Коми (Aksenov et al., 1999).

 

По большинству более южнотаежных регионов доля ООПТ не превышает 3-5%. К сожалению, официальные цифры практически ничего не говорят о реальной охране лесных экосистем и ландшафтов в пределах ООПТ в этих регионах. Нередко самые крупные ООПТ или находятся в пределах целиком или преимущественно безлесных ландшафтов (в тундровой зоне или в пределах крупных болотных или горных массивов), или режим их охраны не обеспечивает сколько-нибудь приемлемой сохранности лесов.

 

 

Иногда в официальную отчетность включаются несуществующие в настоящее время ООПТ. Например, в Карелии в состав ООПТ традиционно включается целый ряд заказников, создававшихся ранее на ограниченный срок (который в настоящее время закончился) и не продленных в соответствии с действующим законодательством. Если в середине 90-х годов статус этих заказников еще был спорным, то с выходом в 1997 г. федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях” эти заказники однозначно прекратили существование. На долю таких ООПТ приходится 1,8% площади республики. Соответственно, реально существующие ООПТ занимают не 5,3, а 3,5% площади Карелии (а примерно в трети из них допускается интенсивная заготовка древесины).

 

К сожалению, по большинству регионов данные о статусе, режиме и современном состоянии ООПТ регионального уровня разрознены и противоречивы, и сколько-нибудь надежный мониторинг не ведется. Наиболее свежий обзор официальной информации о состоянии ООПТ регионального уровня приводится в “Сводном списке особо охраняемых природных территорий Российской Федерации” (Очагов, 2001). Этот обзор по многим регионам основан на устаревшей и неточной информации.