В 70-80-летних ольшаниках ведущая роль эдификатора (ольхи черной) проявляется в создании оконной структуры и в мозаичном преобразовании почвенного покрова.
Эти изменения черноольховых лесов способствуют активному внедрению в сообщества ясеня, вяза и других неморальных видов. Дальнейшее развитие может привести к формированию на месте спущенного пруда ассоциации Ясенника ольхово-вязово-крапивного (Alneto-Ulmeto-Fraxinetum urticosum) с небольшим участием ели, дуба, клена и липы. Популяции ясеня, вяза, ольхи смогут сформировать в таком мозаичном сообществе полночленную демографическую структуру, обеспечивающую непрерывный оборот поколений, и достичь высокой численности.
Однако использование бобрами территории по “переложной” системе может прервать однонаправленное развитие лесных сообществ на месте бывшего поселения и вернуть растительность на начальную стадию сукцессии - к обводненным разреженным черноольховым лесам в восстановленном пруду и к полянам на берегах пруда. Циклы в динамике долинной растительности, обусловленные периодическим возвращением бобров, могут быть укороченными или же удлиненными.
В ходе укороченного цикла выпадает лесная стадия развития растительности, поскольку бобры возвращаются на эту же территорию еще во время луговой стадии. В ходе удлиненного цикла сообщества успевают, поступательно развиваясь по мере взросления сеянцев черной ольхи, достичь лесной стадии и преобразоваться в асс. Ольшаник крапивный (Alnetum urticosum) или в Ольшаник ясенево-крапивный (Alnetum fraxineto-urticosum) и затем в Ясенник ольхово-вязово-крапивный (Alneto-Ulmeto-Fraxinetum urticosum). Однако сообщества последней ассоциации очень редки в долинах самых малых рек, освоенных бобрами. Такие сообщества могут сформироваться только в исключительных случаях, например, при существенном изменении конфигурации русел.