В отечественной литературе мало сведений о ходе гологенетических или эндоэкогенетических сукцессий пойменных черноольховых лесов.
Исследователи редко высказывают свои точки зрения по этому вопросу и основывают их только на интерпретации эколого-динамических рядов сообществ, описанных в один и тот же момент времени в разных участках поймы. Так, иногда полагают, что обводненные черноольшаники в пойменных понижениях постепенно осушаются в ходе гологенетической сукцессии - по мере повышения уровня дна в результате накопления на нем илистых наносов или торфа. В процессе осушения толща торфа на дне понижений постепенно минерализуется и под черноольшаниками формируется суглинистая почва без включений торфа, а в травяном покрове и подлеске появляются мезофильные виды (Яковлев, 1946).
Эта точка зрения основана на том, что во многих неморальных и субаридных поймах действительно описаны совершенно не заболоченные черноольшаники на суглинистой почве и с мезофильным травяным покровом. Обычно в них доминируют Urtica dioica или Impatiens noli-tangere, а как характерные виды часто указывают Aegopodium podagraria, Glechoma heder-acea, Geum rivale, Mercurialis perennis, Dactylis glomerata.
В таких ольшаниках отмечают подрост и примесь в древостое мезофильных и гигромезофильных древесных видов - дуба, ясеня, вяза гладкого, осины, березы пушистой, граба обыкновенного. В подлеске отмечают крушину ломкую, черемуху, смородину черную, розу коричную, бересклет бородавчатый (Яковлев, 1946; Матвеева, 1963; Шилов, 1971; Бойко и др., 1976; Григора, 1976).