Ива пепельная, возможно, способна непосредственно заселять обводненные местообитания без возвышающихся микросайтов, благодаря своей вегетативной подвижности.
Нередко она формирует сомкнутые заросли, где видовой состав травянистых растений резко сокращается - вследствие сильного затенения. Если эти заросли располагаются вне черноольхового леса, то их описывают как самостоятельную acc. Salicetum pentandro-cinereae в кл. Alnetea glutinosae (пор. Salicetalia auritae, с. Salicion cinereae).
Кроме ивы пепельной в подлеске черноольшаников иногда встречаются ивы трехтычинковая и пятитычинковая (Salix pentandra; этот вид единично встречается и в древостое).
Ольха возобновляется в долгопоемных лесах порослью или семенами, но первый способ более надежно обеспечивает непрерывность оборота поколений. После того, как в ольшаниках из порослевого возобновления ольхи сформируется древостой второго поколения, для этих лесов становится характерен кочкарный микрорельеф, образованный высокими приствольными повышениями ольхи - коблами.
Наличие развитого микрорельефа и валежа создает много среднепоемных микросайтов, на которых приживаются гигрофильные травы - Lycopus europaeus, Lysimachia vulgaris, Filipendula ulmaria, Galium palustre, Scutellaria galericulata, Carex elongata и др., - а также происходит возобновление ольхи семенами (Григора, 1976; Сарычева, 1998).
Кроме того, на коблах могут в небольшом количестве расти различные гигромезофильные и мезофильные виды деревьев, кустарников, кустарничков и трав. По поводу их состава в каждой пойме можно сделать то же замечание, что и про инвазию деревьев и кустарников в стареющие пионерные сообщества молодой поймы, - он в большой степени зависит от состава растительности грив или надпойменных террас. Но ряд видов отмечают на коблах в черноольшаниках во всех регионах: березу пушистую - в древостое, крушину ломкую и калину обыкновенную - в подлеске, виды Dryopteris - в травяном покрове.