А.А. Матвеева (1963) попыталась следующим образом отразить влияние меандрирования русла на сукцессии растительности в пойме Хопра: она описала ассоциацию “дубрава злаковая”, формирующуюся из ландышевых или звездчатковых дубрав центральной поймы в результате того, что при блуждании русла они оказываются в прирусловой зоне.
По ее мнению, интенсивная аккумуляция песчаного аллювия создает в таких дубравах условия для поселения злаков, типичных для прирусловых ивняков, и вытеснения ими других травянистых видов. И.А. Солоневич (1976) при анализе той же геоморфологической ситуации в пойме Припяти сделал вывод, что леса с преобладанием злаков во “вторичной прирусловой пойме” (его термин) формируются под влиянием не столько аллювиальности, сколько выпаса, а при его отсутствии в травяном покрове подобных прирусловых лесов доминируют Convallaria majalis, Glechoma hederacea, Urtica dioica, Lysimachia nummularia, Lycopus europaeus, Galium palustre.
Сопоставляя эти примеры, можно заключить, что русловые процессы все-таки способствуют внедрению светолюбивых видов в лесную растительность на подмываемых старых участках переработанной поймы, но стать доминантами эти виды могут только при сильных нарушениях синузий деревьев и кустарников, причиной чего сейчас является обычно хозяйственная деятельность.
Общая характеристика природной динамики ландшафта и растительности в переработанной пойме. Как уже обсуждалось, площадь молодых участков в пойме сильно зависит от интенсивности эрозионно-аккумулятивной деятельности русла. В поймах крупных рек молодые формы мезорельефа суши довольно велики по размерам и характеризуются экстремальным экологическим режимом, а скорость их новообразования превышает скорость инвазии на них многих конкурентных и толерантных древесных видов.
В этих поймах пионерная растительность занимает в окрестностях русла достаточно большие территории. Хотя пионерные виды могут также сохраниться в составе растительности в результате антропогенных нарушений. Наоборот, в поймах малых и многих средних рек молодые формы мезорельефа суши невелики, условия их экологического режима менее экстремальны, а скорость их новообразования сопоставима со скоростью инвазии на них конкурентных и толерантных древесных видов. Поэтому при отсутствии широкомасштабной хозяйственной деятельности пионерная растительность в таких поймах распространена менее широко и может занимать всего 1-2% территории.