Смена лесообразователей в ходе первичной сукцессии пойменной растительности происходит одновременно с отодвиганием речного русла от молодых участков суши.
На стадии, когда участок переработанной поймы окажется в основании намываемого сегмента поймы, на нем обычно уже окончательно сформированы леса (сообщества или фрагменты сообществ) более поздних стадий сукцессии. Они схожи по ряду флористических и структурных признаков с лесами унаследованной поймы, но, видимо, только со среднепоемными.
Имеющиеся оценки скоростей наращивания высотных отметок поймы заставляют предполагать, что даже в поймах многих крупных рек верхушки самых старых грив в намываемых пойменных сегментах еще не успевают стать краткопоемными за время жизни двух поколений лесообразователей (одного поколения пионерных видов и одного поколения видов, внедрившихся позже). Может быть, только в поймах Днепра, Дона и Волги в нижнем течении возможна такая быстрая трансформация молодых грив, но этот вопрос еще нуждается в специальных исследованиях.
В неморальных и субаридных поймах крупных и средних рек отмечено, что леса в относительно удаленных от русла участках переработанной поймы имеют особенности флористического состава, обусловленные предшествующим ходом сукцессии: в них растут единичные старые особи осокоря и/или ветлы, сохранившиеся от пионерной растительности (Марков, Фирсова, 1955; Миркин и др., 1970; Браславская, 2001а). В синтаксономическом отношении такие леса должны, видимо, занимать промежуточное положение между классами Salicetea purpureae и Querco-Fagetea (или относиться к особому союзу в составе второго класса).