Многолетники в составе этих группировок обычно гидрофильны (Carex acuta, Rorippa amphibia, Phragmites australis), или гигрофильны (Agrostis stolonifera, Petasites spurius).
Малолетники в этих группировках гигрофильны (Bidens tripartita, Filaginella uliginosa, Juncus bufonius) или более-менее мезофильны (Chenopodium album, Echinochloa crus-galli, Digitaria ischaemum и др.). Такой экологический состав объясняется очень длительным затоплением молодых участков поймы в период весенне-летнего паводка (соответственно - коротким периодом, пригодным для вегетации мезофильных видов) и регулярным погребением травяного покрова под речными наносами.
В поймах крупных и средних рек отмели, где формируются участки травяной прирусловой растительности, могут быть довольно большими по размерам - до 1 га. Они, как правило, внутренне неоднородны в связи с наличием флювиального микрорельефа и различиями разных его элементов по продолжительности затопления. Соответственно, в составе комплексной растительности эти участки могут иметь ранг микрокомбинаций, а обособленные в их составе группировки, принадлежащие к разным классам растительности, - ранг элементов микрокомбинаций.
В поймах малых рек лесного пояса, особенно в условиях, когда пойма сохранила высокую облесенность, эрозия и аккумуляция выражены в деятельности русла слабо, поэтому прирусловые отмели нередко имеют площади менее 0,01 га. Если при этом их травяная растительность синтаксономически однородна, то она имеет ранг элемента микрокомбинации (фрагмента сообщества); если же она включает хотя бы две группировки, относящиеся к разным классам, то может рассматриваться как микрокомбинация.