Поймы зоны степей и подзоны полупустынь (бассейны нижней Волги, Урала, нижнего Дона, Днестра, Прута, нижнего Днепра) В. В. Липатова называет аридными.
На краткопоемных участках там формируются редколесья из некоторых широколиственных видов деревьев или галофитные луга (в поймах рек бассейна нижнего Дона, Урала и южной части Волго-Ахтубинской поймы). В то же время на среднепоемных и долгопоемных участках, занимающих в поймах крупных рек большие площади, там произрастают и леса. В настоящее время практически все они являются вторичными и испытывают постоянный антропогенный пресс. Хотя к современному лесному поясу леса и редколесья аридных пойм не относятся, их характеристика приводится ниже, поскольку для южной части Русской равнины они представляют собой важный компонент ландшафта.
Можно отметить еще несколько существенных особенностей обзора В.В. Липатовой. Во-первых, показано, что, при всех различиях растительности на краткопоемных старых участках, обусловленных зонально, растительность молодых пойменных участков достаточно сходна по своему видовому составу и облику в разных географических регионах. Растительность наиболее молодых участков не является лесной, но исследователи явственно прослеживают пути формирования из нее пойменных лесов (поэтому описание сукцессий, проведенное ниже, необходимо для понимания общей функциональной организации растительности в поймах лесного пояса).
Во-вторых, и В.В. Липатова специально это подчеркивает, в большинстве геоботанических исследований сукцессионная динамика пойменной растительности описана на основе анализа экологических рядов сообществ вдоль градиента высотных отметок рельефа и/или градиента механического состава почвы (как говорилось выше, градиенты этих двух факторов нередко бывают в поймах сопряжены). Такие ряды принято называть эколого-генетическими или эколого-динамическими. Описание сукцессий растительности на молодых участках поймы обычно проводилось в результате исследований микро- и мезорядов в понимании Т.И. Исаченко (см. раздел 9.1.4), а сукцессий на старых участках - по наблюдениям макрорядов, динамическая интерпретация которых требовала большой взвешенности, что удавалось исследователям не всегда.
В-третьих, в тот период, за который обобщила данные В.В. Липатова, и до настоящего времени исследования охватывали преимущественно давно освоенные человеком поймы крупных и средних рек, растительность которых трансформирована природопользованием, но не все исследователи достаточно полно учитывали это в ее характеристике и классификации.