Помимо регулярных разногодичных флюктуаций под влиянием гидрологического режима (в ходе которых популяции тех или иных видов растений не исчезают совсем из пойменных экотопов, а только меняют свое проективное покрытие и/или численность), в отдельные экстремальные по водности годы растительный покров локально может подвергаться полному уничтожению.
Например, в лесах, расположенных в дренированных понижениях или на невысоких гривах, в годы наиболее сильных и длительных паводков массово происходят усыхание деревьев и ветровалы (Белькевич, 1960; Шульга, Семенихина, 1983). Описано, что такие явления инициируют в этих экотопах восстановительные сукцессии на освобожденном от конкурентов субстрате (Hupp, 1986; Duncan, 1993; Bendix, 1999). Поэтому периодические нарушения растительности поймы во время паводков благоприятствуют обитанию в ней пионерных видов растений с коротким онтогенезом, которые успевают использовать промежуток времени между нарушениями для осуществления оборота поколений.
Вместе с тем, мозаичное распределение по пойме экотопов с различным гидрологическим режимом иногда может препятствовать уничтожению растительности. Так, затопленные или подтопленные участки поймы ограничивают распространение пожаров по ее территории. Поэтому в поймах средних и малых рек могут сохраниться фрагменты малонарушенной растительности, включающей виды, уже уничтоженные пожарами на более освоенных внепойменных территориях. Вообще, наличие в пойме многочисленных переувлажненных экотопов сложной конфигурации важно для растительности (и для других компонентов биогеоценотического покрова) тем, что ограничивает доступ человека во многие участки поймы и масштабы его хозяйственной деятельности там.