В ранних исследованиях пойм преобладала точка зрения, что основная тенденция преобразования пойменного ландшафта заключается в постепенном выходе суши из-под влияния затоплений в результате накопления на ней толщи аллювия и врезания реки (Дмитриев, 1904; Крашенинников, 1922; Шенников, 1941).
Влияние боковой эрозии упоминалось в ряде работ как один из факторов, “усложняющих” эту основную тенденцию (Крашенинников, 1922; Шингарева-Попова, 1935; Матвеева, 1963). Б.М. Миркин (1974), обобщив данные отечественных и зарубежных исследователей, уточнил эти представления: начальный этап развития пойменной суши в зонах прирусловой аккумуляции характеризуется быстрым повышением ее высотных отметок и постепенным ослаблением на ней режима поемности.
Этот гологенетический механизм регулирует ранние стадии сукцессии наземной растительности пойм. На более поздних этапах развития пойменной суши аккумуляция ослабляется, режим поемности суши стабилизируется, и сукцессию наземной растительности начинают регулировать сингенетические и эндоэкогенетические механизмы. Существенная роль боковой эрозии русла как регулятора сукцессий пойменной растительности описана в отечественной литературе только геоботаниками, работавшими в Средней Азии, где этот фактор проявляется чрезвычайно мощно (Сагитов, 1968).
Основываясь на приведенных выше данных, можно охарактеризовать вклад геоморфологических процессов в гологенетические сукцессии пойменной растительности следующим образом. Тенденция постепенного уменьшения поемности суши действительно проявляется в развитии пойм врезающихся рек. Но скорость врезания равнинной реки в условиях незарегулированного стока обычно так мала, что существенные изменения поемности под его влиянием могут произойти только за длительное время, равное жизни многих поколений лесообразователей. Особенно это касается малых и средних рек, которых в любом бассейне больше, чем крупных.