Так как возможности боковой эрозии ограничены даже на свободно меандрирующих реках, то в широких долинах некоторая часть дна не подвергается разрушению длительное время.
Это та территория, которая находится за пределами пояса меандрирования современного русла (зоны, ограниченной вершинами дуг реальных или теоретически возможных для него меандров). Как указывал И.В. Попов (1968), она лишь формально считается поймой в силу того, что продолжает заливаться во время паводков. Он предложил поймы меандрирующих рек, включающих такую территорию, называть “унаследованными”. Е.Е. Белоусова (1997) дополнила его терминологию. Она назвала “переработанной поймой” участки в пределах современного пояса меандрирования (испытывающие влияние боковой эрозии и аккумуляции), а остальную часть дна широкой речной долины - “унаследованной поймой”.
Применительно к исследованиям долговременной динамики пойменной растительности такой способ членения пойменного ландшафта очень полезен, так как он позволяет на основании анализа пространственного расположения участков растительности в пойме хотя бы ориентировочно прогнозировать, как в дальнейшем повлияют геоморфологические процессы на ход сукцессий.
Если исследуемый участок находится на территории переработанной поймы, то велика вероятность его постепенного разрушения и прерывания сукцессионных процессов. Если же он находится на территории унаследованной поймы, то с некоторой вероятностью может вообще избежать разрушения боковой эрозией и впоследствии войти в надпойменную террасу.
Этот подход к анализу структуры пойменного ландшафта, видимо, не универсален. Например, в поймах, формируемых многорукавными реками, “законсервированная” унаследованная часть может совсем отсутствовать, потому что меандрировать может каждый рукав и, кроме того, во многих случаях быстро образуются новые рукава, расчленяющие сушу.
Тем не менее, учитывая, что большинство малых и средних рек Русской равнины меандрируют и многорукавность для них не характерна, этот подход представляется содержательным и полезным.