pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Растительный покров в поймах рек лесного пояса

Поймы отличаются от других территорий суши сильно выраженной неоднородностью и повышенной динамичностью двух компонентов ландшафта - литологической основы и водной оболочки.

В силу этих особенностей в поймах несколько иначе, чем на внепойменных территориях, функционирует биогеоценотический покров (и растительность как его составная часть). Поэтому роль пойм в поддержании таксономического и ценотического разнообразия растительности суши своеобразна и очень важна, хотя поймы занимают, по имеющимся оценкам (Еленевский, 1936; Носов и др., 1984), всего около 2-3% общей площади суши.

 

 

Наиболее широко известен такой специфичный для пойм экологический фактор как регулярные затопления одновременно многих участков суши во время речных паводков (на внепойменных территориях растительность испытывает влияние затоплений либо редко, либо локально). Этот экологический фактор, получивший название “поемность” (Еленевский, 1936; Шенников, 1941), очень сильно влияет на видовой состав биогеоценотического покрова, на пространственное размещение и динамику его элементов (Максимов, 1974; Миркин, 1974).

 

Вместе с тем, на биогеоценотический покров в поймах оказывает сильное влияние также значительная геоморфологическая нестабильность субстрата. Многие геоботаники придавали значение только одному аспекту этой нестабильности - аккумуляции на поверхности поймы аллювия (материала, который образуется при размыве дна и берегов русла потоком воды). Этот фактор получил название “аллювиальность” (Еленевский, 1936; Шенников, 1941). Но реально геоморфологическую динамику поймы определяет не одна только аккумуляция, а единый процесс - эрозионно-аккумулятивная деятельность речного русла (Ламакин, 1948; Шанцер, 1951).

 

 

Как удачно выразился по этому поводу И.Б. Петров (1979), пойма представляет собой форму транспортировки твердого стока (продуктов эрозии) с суши в океан, то есть литологическая основа поймы как бы и сама постепенно “течет” под влиянием течения воды. Качественные оценки многих процессов, происходящих в пойменном ландшафте, на начальном этапе исследований можно получить, ориентируясь на такой важный количественный показатель, как водность реки. Водность - это среднемноголетний объем стока реки за целый год или какой-либо его сезон.

 

Различия рек по водности отражены в гидрографических классификациях, в которых реки обычно подразделяются на малые, средние и крупные. По практическим соображениям в качестве диагностических признаков реки в классификациях используется не сама величина водности (которую технически довольно сложно определить непосредственно), а другие параметры, тесно связанные с ней: длина русла или площадь речного бассейна.

Далее в этой главе будет использована классификация рек по длине русла, согласно которой крупными считаются реки длиной более 500 км, средними - реки длиной 201-500 км, малыми - реки длиной не более 200 км, “самыми малыми” - водотоки оврагов и ручьи длиной не более 25 км (Малые реки, 1981; Коронкевич и др., 1996). Основное внимание будет уделено поймам крупных и средних рек, поскольку специфика пойменных ландшафтов выражена в них в наибольшей степени.

 


В некоторых случаях будут рассмотрены примеры, касающиеся малых и самых малых рек. Это обусловлено тем, что в настоящее время в поймах многих крупных и средних рек лесного пояса собственно лесная растительность - почти целиком вторична, тогда как в поймах малых рек она иногда меньше затронута природопользованием. Поэтому при характеристике лесной пойменной растительности какого-либо региона данные о лесах в поймах малых рек приходится использовать как своеобразный “контроль” в отношении антропогенной нарушенности.

 

Разумеется, при этом необходимо учитывать, что они меньше, чем на крупных и средних реках, подвержены влиянию специфических пойменных геоморфологических и гидрологических процессов и могут отражать не все характерные особенности пойменной растительности.