Наши исследования показали, что среди старовозрастных темнохвойных лесов, расположенных в республиках Коми и Карелия, в пределах каждого региона можно выделить хорошо различающиеся растительные сообщества разных типов; при этом набор выделяемых сообществ для этих регионов практически совпадает.
Существуют различные типы сообществ в одном типе ландшафта, и существуют одни и те же типы сообществ в разных ландшафтах. Таким образом, наши результаты подтвердили гипотезу, высказываемую ранее, что тип ландшафта не определяет однозначно тип леса (например, Исаченко, Резников, 1996; Исаченко, 1998). Можно предположить, что определяющими факторами являются факторы, экзогенные по отношению к биогеоценозу - прежде всего, пожары и рубки.
Анализ влияния различных факторов на формирование лесов не был осуществлен. Тем не менее, базируясь на результатах данного и предыдущих исследований (Smirnova et al., 1995; Сукцессионные процессы..., 1999; Оценка..., 2000), мы можем предположить, что разница в структуре и составе темнохвойных лесов определяется в большой степени различной историей формирования лесов - различным соотношением тех или иных экзогенных воздействий и периодов спонтанного развития растительности.
Ельники и пихто-ельники черничники и зеленомошники формируются после многочисленных интенсивных нарушений (как правило, на больших территориях), связанных с верховыми и низовыми пожарами. Присутствие углей во всех почвенных профилях и прикопках подтверждает это предположение. Наличие угольных пластов свидетельствует об отсутствии перемешивания почвы вывалами деревьев (Пономаренко, 1999). Эта ситуация возможна либо при интенсивных рубках послепожарного поколения сосны, предшествовавшего современному поколению ели (Ярошенко, 1999), либо при падении деревьев без выворачивания корневой системы (сломе дерева).