Вместе с тем мы находили угли в толще почвы и в этих биотопах, значит, и здесь бывали верховые пожары.
Однако после них лес развивался в спонтанном режиме в течение длительного времени - жизни нескольких поколений деревьев. Спонтанное развитие сопровождалось вывалами деревьев с перемешиванием почвы, накоплением валежа разных стадий разложения, формированием сложной оконной мозаики в пологе леса, образованием микросайтов различного типа в напочвенном покрове с различными экологическими режимами и, соответственно, разным набором видов. Таким образом, популяционная жизнь деревьев играет главную - эдификаторную - роль в формировании лесов данного типа (Смирнова, 1998, Smirnova et al., 1999). Схожесть этих типов леса, расположенных в принципиально разных экотопических позициях - в речной долине и на водоразделе, - говорит о том, что эдификаторное воздействие деревьев на структуру и состав сообществ оказывается сравнимым с влиянием экотопа.
В литературе есть отдельные сведения о старовозрастных или разновозрастных лесах, где описаны те или иные признаки ненарушенных лесов.
Разновозрастность популяций древесных видов - признак, отмеченный в большинстве публикаций, посвященных малонарушенным бореальным лесам (Дыренков и др., 1972; Дмитриев и др., 1978; Ярошенко и др., 2001; Волков и др., 2002; Громцев, 2002; Зайцева и др., 2002; Пахучий, 2002 и др.). Необходимо отметить, что этот показатель не достаточен, поскольку разновозрастные популяции характерны и для субклимаксовых сообществ (например, диаспорический, пирогенный, эдафический субклимаксы). Многие исследователи отмечали также наличие в составе древостоев в небольшом числе пионерных видов (осины, берез, ивы), а также валежа на разных стадиях разложения.