В последнее время значительно возрос интерес к малонарушенным бореальным лесам в связи с реальной угрозой их уничтожения в результате антропогенных воздействий (Роль..., 1998; Сохранение..., 2000; Биоразнообразие..., 2001; Ярошенко и др., 2001; Волков и др., 2002; Громцев, 2002; Зайцева и др., 2002; Пахучий, 2002).
Общие признаки ненарушенных или малонарушенных лесов рассмотрены ранее, частные признаки ненарушенных неморально-бореальных и неморальных лесов - в главах. Задача настоящего раздела - выявление специфических признаков, характерных для наименее нарушенных бореальных лесов. Преобладание хвойных пород и высокий уровень лесистости территории распространения бореальных лесов Европейской России маскируют сильные преобразования лесов этой полосы под воздействием пожаров, рубок и других антропогенных нарушений на протяжении длительного времени (Корчагин, 1954; Мелехов, 1966; Лесное..., 2000; Ярошенко и др.., 2001; Волков и др., 2002).
Особо сильные преобразования бореальных лесов были связаны с разными формами использования огня (подсечно-огневое земледелие в южной части полосы, выжигания в связи с оленеводством, “брусничный промысел” и пр.). В связи с этим, обнаружить большие массивы ненарушенных лесов очень сложно (или почти невозможно), а реконструировать их облик можно только по небольшим фрагментам. Исследования в Карелии, Коми, на западном макросклоне Урала позволили выявить отдельные сообщества, состав и структура которых в значительной степени соответствуют современным представлениям о квазиклимаксовых лесах.
Схема размещения точек исследования малонарушенных бореальных лесов.
Точки 1-7 - Республика Коми, точки 8—9 - Республика Карелия.