Пойма реки Усмань подвергалась большему антропогенному воздействию

В 1937 году здесь были распространены березняки осоково-таволговые, крупноосоковые луга, тростниковые заболоченные луга, ольшаники тростниковые (названные ассоциации располагались по мере убывания занимаемой ими площади в пределах геоботанического профиля).

В 1963-1965 годах прирусловая полоса поймы была закультивирована ивой. Сейчас на этих участках сформировались ивняки папоротниковые, крапивные и тростниково-крапивные. Почти повсеместно в них имеется примесь ольхи клейкой. Длительно не выкашиваемые луга зарастают ольхой. В ольшаниках, достигших возраста 85-90 лет, в результате выпадения деревьев образуются большие окна. В результате этого в напочвенном покрове сильно выражена мозаичность. На притеррасных участках поймы в древостое сильно возрастает доля дуба; березняки и осинники таволгово-снытевые и таволгово-крапивные с небольшой примесью дуба сменяются березово-осиново-дубовыми древостоями, в напочвенном покрове этих сообществ возрастает доля неморальных видов.

 


Таким образом, в центральных частях пойм восстанавливаются ольшаники, а при значительном накоплении торфа они сменяются березняками. В центральной и притеррасной пойме сокращается обилие осины, на притеррасных участках возрастает доля дуба. В напочвенном покрове сокращается обилие луговых и опушечных видов. Изменения видовой и ярусной структуры растительных сообществ в пойме реки Усмань изображено на рисунке. Существенное изменение характеристик увлажнения в сторону ксерофитизации, отмеченное в этих растительных сообществах, объясняется внешними причинами: понижением базиса эрозии рек и сокращением их стока (Утехин и др., 1990). Следствие этого - увеличение доли неморальных видов и сокращение обилия водно-болотных видов.