Широколиственные леса заповедника “Брянский лес”, расположенного на юге Брянской области на песчаных почвах зандровой равнины, ранее также были отнесены (Морозова, 1999) к ассоциации Tilio-Carpinetum.
Поскольку мы отказались от применения этого синтаксона к лесам европейской России (за исключением наиболее западных фрагментов с участием граба), то предлагаем рассматривать их как обедненные производные зональной ассоциации Aceri campestris-Quercetum, еще сохранившиеся в заповеднике, где диагностические виды ассоциации присутствуют фрагментарно только на отдельных участках (Заугольнова, Браславская, 2003). Вместе с тем в отличие от других широколиственных лесов этой зоны, в неморальных сообществах заповедника высокой константностью обладают некоторые бореальные виды (Maianthemum bifolium, Trientalis europaea, Rubus saxatilis), на что указывают данные, приведенные О.В. Морозовой (1999). Возможно, что постоянное участие этих бореальных видов связано с песчаным субстратом, поскольку эти виды не характерны для широколиственных лесов на суглинистых субстратах в этой зоне.
Наиболее полная представленность диагностических видов ассоциации Aceri campestris-Quercetum отмечена в заповеднике в слабо нарушенных незаливаемых и краткопоемных лесах поймы реки Нерусса, где возраст древостоя составляет 120-150 лет и где ранее проводились только выборочные санитарные рубки старых деревьев (Браславская, 2001а). Во вторичных краткопоемных лесах исчезает Acer campestre, но сохраняется Euonymus europaea. Другой фрагмент широколиственных лесов, близких к Aceri campestris-Quercetum var. Dentaria bulbifera отмечен на склоне первой терассы реки Дяблик; здесь высокой константности достигает ясень, отсутствующий в других местообитаниях (кроме пойменных лесов Неруссы). Один из диагностических видов асс. Aceri campestris-Quercetum (Euonymus europaea) отмечен в широколиственных лесах третьей надпойменной террасы реки Нерусса с высокой константностью (до 80%).
Фрагментарный характер представленности диагностических видов зональной ассоциации, по нашему мнению, более тесно связан со случайными факторами, обусловленными природопользованием, чем с эдафическими условиями экотопов. Очень показательно в этом отношении то, что ясень произрастает в лесах зандровых местностей, не испытавших воздействия пожаров, а клен полевой - в слабо нарушенных старовозрастных (и негоревших) пойменных и водораздельных лесах. Также показательно активное (видимо, зоохорное) внедрение бересклета европейского в сухие светлые вторичные леса на третьей террасе.