Критерии сукцессионного и климаксного состояния лесных почв, которые учитывали бы роль биогенных педотурбаций и антропогенных преобразований в формировании почв, разработаны сравнительно слабо.
В качестве одного из основных признаков зрелой (здесь синоним климакс-ной) почвы обычно рассматривается наибольшая дифференциация ее профиля, присутствие в нем осветленного подзолистого или элювиального горизонта. Характерные времена развития почвы до зрелой стадии для лесной зоны оцениваются в 2000-5000 лет (см. Караваева, 1982; Александровский, 1984 и др.). Такое положение связано с тем, что «в современном почвоведении образование почв представляется как процесс медленной, возможно тысячелетней, накопительной эволюции, в ходе которой возникает почвенный профиль, состоящий из набора горизонтальных слоев. Течение растворов и суспензий через неподвижный пористый субстрат -осаждение, растворение и преобразование веществ из этих растворов и суспензий, приводящее к изменению окраски, химического, гранулометрического составов, структуры и других свойств - считается главной причиной формирования почвенных горизонтов» (Пономаренко и др., 1993). Л.О. Карпачевский и А.И. Морозов (1994) отмечают, что до сих пор преобладает подход к почве как к некоторой мертвой «пористой губке».
Выше было показано, что почва не является неподвижной матрицей -биогенные педотурбации могут кардинально изменять ее структуру за сравнительно небольшое время (десятки - первые сотни лет). Несмотря на многочисленные исследования роли животных и растений в почвообразовании, их результаты, к сожалению, до сих пор не вошли в число ключевых моментов при рассмотрении генезиса почв. Такое заключение следует, например, из рассмотрения многочисленных учебников почвоведения, где обычно отдельный раздел посвящен разнообразию почвенной фауны и флоры, но деятельность ее не берется в расчет при обсуждении проблем генезиса почв различных зон, формирования их состава и структуры.