Другой фактор, который с давних времен, в совокупности с рубками, практически нацело исключал возможность поступления древесной органики в почву и катастрофически уменьшал гумусообразование в лесах - сбор лиственного опада (лесной подстилки). Обнажение почвы в сезон дождей (время сбора подстилки - обычно осень) стимулировало также развитие поверхностных процессов деградации.
Резкое отрицательное влияние сбора лесной подстилки на почву показано еще работами Е. Эмбермайера и Е. Раманна в конце XIX века (Embermayer, 1876, Ramann, 1911 по: Ремезов, Погребняк, 1965). Было констатировано снижение количества гумуса, азота, кальция, магния, фосфора, значительное уплотнение верхнего горизонта, особенно на глинистых почвах, потеря почвой ее структуры и ее архитектоники. В ходе сравнительных исследований роста насаждений на нетронутых и сгребаемых участках было установлено, что в случае песчаных почв под сосняками даже однократное отчуждение подстилки чревато обеднением почвы и падением прироста, сказывающемся даже спустя несколько десятилетий. В насаждениях сухих и свежих боров в подстилке сосредоточено до 50% всего запаса кальция, магния, фосфора и калия, обращающихся в годичном круговороте почвы насаждения. Было показано (W. Wittich, 1952, 1956, по: Эвальд, 1980), что сбор подстилки сильно ухудшает биологическое состояние верхних горизонтов почв, азотное питание фитоценоза, снижает запасы органического вещества.
Следует обратить внимание на то, что при сборе подстилки угнетается значительное число видов почвенной фауны. Особенно ярко это проявляется в хвойных и смешанных лесах, где подстилка служит основным местом обитания большинства видов мезофауны. Длительный сбор подстилки, в сочетании с иными воздействиями (пожарами, выпасом скота) может приводить к исчезновению этих видов из состава экосистемы, изменению детритных цепей и, как следствие, типа гумусонакопления. На бедных субстратах после длительного сбора подстилки восстановление фауны может происходить чрезвычайно медленно.
Известно давнее и широкое использование лиственного опада в Европе (Арнольд, 1895; Вальтер, 1972). По сведениям В. Гомилевского (1897), в России в крестьянском хозяйстве издавна для подстилки в хлевах используют вереск, мох, болотную землю или торф, болотные травы, растущие по лесным омшарам, превосходную лесную подстилку, а также ветви хвойных (преимущественно ели и пихты). Известно о повсеместной распространенности этой практики в XVIII-XIX веках. С. Скворцов (1865) называет сбор лесной подстилки важнейшим «посторонним пользованием леса». На второе место он ставит «употребление лесной почвы для пастьбы скота и сенокоса».