Дифференциация проявляется довольно быстро - уже в первые годы распашки (Самсонова и др., 1997). При распашке именно в первые годы все почвы теряют до 30-40% общего содержания гумуса, затем темпы минерализации снижаются и содержание стабилизируется на более низком уровне (Золотарева и др., 1988).
По данным В.Ф. Басевич с соавторами (1988) при распашке за 10 лет на мезоморфологическом уровне фиксируются процессы иллювиирования глинистого вещества, разрушение обогащенных глинистым материалом агрегатов из горизонтов А2В и В1 - происходит элювиально-иллювиальная дифференциация материала верхней толщи.
Отметим, что поскольку в целинных (ненарушенных) почвах наиболее порозным является гумусовый горизонт, в ходе распашки он аккумулирует наибольшее количество белесой пыли - до момента преобразования профиля глубокими педотурбациями мощность доагрикультурного гумусового горизонта может быть индицирована по этому признаку. Многими исследователями отмечается относительно резкое уменьшение содержания белесой присыпки (обычно на глубине до 40-60 см), а затем глинистых кутан (на глубине до 90 см) (Герасимова и др., 1992; Караваева, 1996). С увеличением длительности распашки происходит усиление дифференциации профиля, увеличение мощности элювиального и иллювиального горизонтов. В результате формируется деградированная, выпаханная почва. К выводу об увеличении (гумусово-) глинистого и тонкопылеватого кутанного заполнения в иллювиальной толще по мере усиления окультуренности можно прийти и на основе мезоморфологического анализа (Караваева, Жариков, 1998).
Резкое усиление микробиологической и ферментативной активности, интенсификация процессов минерализации и трансформации органического вещества при земледелии требуют постоянного поступления энергетического материала. В противном случае происходит деградация, истощение почвы. Зональные особенности этого процесса проявляются лишь в скорости и уровне снижения ее плодородия (Муха, 1988).
У земледельца есть два основных пути поддержания почвенного плодородия территории - поставлять в почву энергетический материал в виде удобрений, либо предоставлять почве возможность восстановления в ходе естественной демутации биогеоценоза. Традиционные для Центральной России системы землепользования - подсечно-огневая, трехпольная и переложная - основаны либо на реализации одного из этих принципов, либо на их комбинации.