Оценка роли животных в формировании почвенной структуры проводилась многими исследователями как путем установления корреляций между составом и обилием животного населения и структурированностью почвы, так и наблюдениями и экспериментальными исследованиями вклада отдельных групп и видов животных в почвообразовательный процесс.
Особенности структуры зоогенных агрегатов неоднократно обсуждались в литературе (Чекановская, 1960; Стриганова, 2000 и др.). Главными их чертами, определяющими, в целом, свойства копрогенных почв, являются повышенная гумусированность, большое содержание связанных органических остатков, высокие водопрочность и водоудерживающая способность. Для оценки значения зоогенного фактора в формировании агрегатного состава почвы D.Coleman (цит. по: Стриганова, 2000) предложена классификация органоминеральных частиц по их величине и составу. Животные принимают непосредственное участие в формировании агрегатов трех высших классов.
В почвах с высоким обилием сапрофагов и детритофагов практически весь органоминеральный горизонт состоит из копрогенных агрегатов той или иной степени сохранности. При этом уже в мелкоземе молодых наскальных почв, формирующихся на выветрелых скальных породах, экскременты животных составляют до 90% (Стебаев, 1958). На первом этапе почвообразования в примитивных почвах преобладают экскременты клещей и ногохвосток, в дальнейшем - микроартрапод и олигохет. В развитых почвах копролиты первичных разлагателей сохраняют свою форму недолго, они быстро перерабатываются последующими агентами разложения (Курчева, 1971).
Крупнозернистая структура важна для проникания в почву воды и воздуха, для развития микробов, мелких животных, корней растений. В почвах с высокой активностью червей объем воздушных пор составляет 20-30% общего объема почвы. Вместе с тем, копрогенные агрегаты являются надежным хранилищем питательных веществ, как органических, так и неорганических. Связывание этих веществ в водопрочных агрегатах препятствует их вымыванию в нижние горизонты почвы.
Основной сферой разложения и гумификации органического вещества, формирования структуры почвенных агрегатов является верхняя часть почвы, так называемая мезострата (Карпачевский, Морозов, 1994; Карпаческий, 1995). Именно здесь происходит деструкция органического вещества, превращение его сначала в детрит, а потом в гумус. При этом образующийся гумус сам по себе малоподвижен. Увеличение мощности гумусового горизонта неизбежно связано с педотурбациями, которые в спонтанно развивающихся лесных сообществах являются функцией средопреобразующей деятельности биоты. Для лесных территорий наиболее существенные педотурбации связаны со средопреобразующими воздействиями деревьев и педофауны.
В целом, аккумуляция гумуса является результатом разнообразной средообразующей деятельности авто- и гетеротрофов, характерной как для травянистых, так и для древесных экосистем. В значительной мере именно характер гумусообразования, с одной стороны, и педотурбаций, с другой, обусловливает строение аккумулятивно-гумусового профиля и почвенного профиля в целом. Представления о характерных временах и пространствах мозаик, создаваемых в результате деятельности разных групп биоты, позволяют подойти к определению естественных пространственно-временных характеристик почвенных структур различного ранга.