Разреживание древостоев и снижение конкуренции за ресурсы

Существенное влияние на распространение грибных патологий могут оказывать выборочные и постепенные рубки, а также рубки ухода. Выборочные рубки могут ускорить процесс повреждения корневыми и корневыми патогенами остающихся деревьев (Filip, Goheen, 1982; Redfem, 1978).

Разреживание древостоев и снижение конкуренции за ресурсы может увеличивать энергию роста оставшихся деревьев, делая их менее восприимчивыми к болезни. Существенным оказывается и само разреживание: так называемый «шок разреживания» (резкое изменение условий существования и напряженности конкуренции) приводит к ослаблению деревьев, уступающим инвазии патогена до того, как станет проявляться польза от разреживания. Выборочная рубка в перегущенных, со слабым приростом, древостоях, где своевременно не были проведены рубки ухода, может привести к быстрому развитию корневых гнилей и усыханию оставшихся деревьев. Однако, чем раньше проводится прореживание, тем меньше уровень заражения H. annosum или H. mellea. Биотические и абиотические стрессы могут отрицательно влиять на оставшиеся деревья, по крайней мере, сначала, и способствовать их повреждению корневыми патогенами. Как правило, смертность в регулируемых рубками насаждениях бывает равной или выше, чем в нерегулируемых рубками ухода лесах. Повреждение опенком и нападение стволовых насекомых обычны как причины усыхания деревьев в интенсивно управляемых лесохозяйственными методами древостоях.

На состоянии древостоев сказываются также и механические повреждения деревьев, наносимые при производстве выборочных рубок и рубок ухода. Наиболее характерны раневые повреждения ели, пихты и березы и споровое их заражение грибами-возбудителями гнилей. Особенно опасны летние раневые повреждения корней. Сосна более устойчива к заражению ран грибами из-за активного смоловыделения. Проведение рубок ухода в сосняках способствует распространению корневых гнилей в целом, хотя варьирует по типам леса. Раны на деревьях становятся «воротами» инфекции, что приводит к развитию гнилей и некрозо-раковых заболеваний (Стороженко, Иголкина, 1991; Василяускас, 1989). Зачастую развитие грибных патологий в лесных культурах бывает сопряжено не только с рубками ухода, но и с повреждениями деревьев в культурах лосями.

 

 

В значительной степени из-за постоянного и сильного объедания лосем в таежной зоне европейской части России почти отказались от посадок сосны. В еловых культурах наибольший ущерб от лосей наносится насаждениям в возрасте 20-40 лет. Повреждения коры ослабляют деревья, увеличивают вероятность развития гнилевых болезней стволов и косвенно могут приводить к увеличению зараженности ельников корневыми гнилями. В немалой степени способствует грибным заболеваниям избыточная рекреация лесных территорий. На наиболее урбанизированных лесных территориях повреждение деревьев прямо пропорционально рекреационной нагрузке (Стороженко и др., 1992). В рекреационных сосняках наиболее часто встречаются рак-серянка и стволовые гнили - сосновая губка, реже трутовик Швейница, опенок и окаймленный трутовик, - а в ельниках - некрозо-раковые болезни и комлевые гнили Omnia triqueter (Стороженко, 1987). Зараженность корневой губкой с усилением рекреации в сосняках может снижаться, а в ельниках возрастать (Рап-тунович, 1986).

Вырубки на месте спелых ельников, зараженных возбудителями корневых гнилей, могут служить резерватом инфекции. Довольно часто наблюдается интенсивная инвазия патогена на соседствующие с вырубками лесные участки. Для Московской области становятся характерными участки сплошного очагового усыхания от опенка в ельниках 100-120 лет, расположенных вблизи старых вырубок с высоким инфекционным фоном A. mellea. Причины ослабления еловых древостоев не всегда ясны, а инфекция A. mellea может сопровождаться очаговым поражением Я. annosum и массовым размножением стволовых насекомых. Серьезный ущерб таким лесам наносится ветровалами, наблюдающимися, как правило, по очагам корневых гнилей.