Резистентность лесных экосистем к грибным болезням зависит от восприимчивости отдельных деревьев к инвазии возбудителей, их агрессивности и условий окружающей среды.
Все эти три компоненты, составляющие ядро патологического процесса, функционально тесно связаны между собой. Поэтому, в естественных, «ненарушенных», лесах грибные патогены выполняют, в основном, роль «санитаров», то есть поражают угнетенные и ослабленные деревья (Davidson, Rishbeth, 1988). Здесь взаимоотношения в системе «хозяин-патоген» уравновешены защитной системой растений и их экологической устойчивостью. Как правило, в таких лесах не бывает массовых или очаговых усыханий, патологический отпад деревьев в процессе роста и развития насаждения незначительный и сравнительно постоянный по величине.
Естественными ограничителями развития болезней выступают не только защитные механизмы растений-хозяев, но и сложный видовой состав растительного сообщества и грибного ценоза, развивающегося на отмерших остатках растений и в почве, а также сложный характер взаимосвязей в грибном комплексе лесных экосистем. Таким образом, богатое структурное и видовое разнообразие лесных сообществ потенциально поддерживает их здоровье. Лишь в нарушенных лесах, с редуцированными составом и структурой, роль патогенов возрастает, индуцируемая различными стрессами. Грибные патогены становятся серьезным фактором последующего формирования таких лесов или даже агентами вторичной сукцессии.
Наиболее существенна и заметна в лесу роль грибов - возбудителей сосудистых болезней, корневых и комлевых гнилей деревьев. Эти виды патогенов не только вызывают стресс у растений-хозяев, снижают их фотосинтез и прирост фитомассы, но и разлагают древесину и индуцируют усыхание деревьев. Такие патогены ослабляют хозяев, но это зачастую весьма длительный процесс, во многих случаях хозяин и патоген могут сосуществовать длительное время. Поэтому, на фоне других летальных факторов, деятельность грибных патогенов не всегда заметна и часто маскируется многофакторностью ослабления насаждений (Воронцов и др., 1991).
На территории лесного пояса Европейской России из возбудителей корневых и комлевых гнилей лесных пород наиболее распространены A. mellea и H. annosum. Основная их функция - деструкция древесины угнетенных, ослабленных и отмерших деревьев. Эти виды дереворазрушающих грибов выступают как регуляторы качественного состава лесных сообществ. В ненарушенных лесах эти виды грибов встречаются довольно часто, но занимают довольно узкую нишу, наряду с другими биотическими агентами, выполняющими сходные функции - главным образом, стволовыми насекомыми и другими видами сапрофитных грибов.
В хвойно-широколиственных и южнотаежных лесах России A. mellea обычно встречается вместе с другими корневыми и комлевыми патогенами, часто образуя очаги совместно с H. annosum, Ph. schweinitzii и другими видами грибов. Комплексный состав патогенов в очагах болезни характерен как для естественных коренных, так и особенно для производных лесов. Различные виды патогенов заселяют корни соседних деревьев и, в некоторых случаях, корни одних и тех же деревьев. Опенок обычен на ели и сосне вместе с Я. annosum, F. pinicola, Ph. chrysoloma, Onnia triqueter (Lentz:Fr.) Imaz., Climacocystis borealis (Fr.)Kotl., Ph.schweinitzii и возбудителями сосудистых болезней на широколиственных породах. Ассоциации патогенов могут быть случайными или являться следствием сукцессионных взаимосвязей как микобиоты, так и фитоценоза (Мухин, 1993).