pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Корневые и комлевые гнили хвойных пород

Основные возбудители корневых и комлевых гнилей хвойных пород в лесах Европейской России, как и в других европейских странах, Armillaria mellea (Vahl : Fr.) и Heterobasidion annosum (.Fr.) Bref. Характеризуя распространенность A. mellea в лесах российские лесоводы и фитопатологи, к сожалению, не учитывают данных современных генетических исследований, согласно которым внутри вида A. mellea следует различать комплекс биологических видов (complex Armillaria mellea in sensu, Korhonen, 1978).

Строго говоря, видовую принадлежность в большинстве публикаций следует обозначить как A. mellea sensu lato, поскольку известно, что на территории России комплекс A. mellea включает в себя, по крайней мере, четыре биологических вида (Радзиевская, 1987), в том числе и A. mellea sensu stricto (вид D, по классификации Korhonen, 1978). Зависимость распространения A. mellea от условий экотопов (типов леса) изучалась в лесах Карелии, Ленинградской и Костромской областей. В этих регионах наиболее устойчива к болезни сосна обыкновенная, которая практически не поражается ни в одном из обследованных типов леса. В то же время высока встречаемость A. mellea на ели и березе.

 

Зараженность деревьев ели 80-100-летнего возраста в ельниках кисличниках достигает 36%, в сосняке кисличном (VI класс возраста) - 33%, а березняке торфяно-сфагновом - до 62%. Низкая встречаемость или полное отсутствие A. mellea отмечена в ельниках и сосняках долгомошниках. Зараженность березы колеблется от 0 до 33% в ельниках зеленомошниках, при максимальной зараженности (66%) в сосняках зеленомошниках. Так же как и ель, береза в наименьшей степени поражается в ельниках и сосняках долгомошниках. Таким образом, на более влажных тяжелых почвах с плохой аэрацией зараженность древостоев падает. Наиболее благоприятны для распространения A. mellea высокопродуктивные типы насаждений на легких и средних суглинках и супесях, а также в таежных древостоях на рыхлых торфянистых почвах с хорошей аэрацией.

 


В ельниках Севера России (Архангельская, Вологодская области и республика Коми) наиболее характерный внутренний порок деревьев - гниль от H. annosum (Гусев, 1978). В зависимости от типа леса зараженность ели H. annosum в среднетаежных ельниках колеблется от 0 до 17,5% (табл. 5.13). По мере усложнения возрастной структуры древостоя, пораженность деревьев H. annosum возрастает. В разновозрастных ельниках зеленомошных она выше в 2,2 раза, чем в одновозрастных. Уровень пораженности растет с улучшением условий произрастания (17,5% в ельнике зеленомошном против 8,1% в ельнике сфагновом). С увеличением возраста пораженность деревьев H. annosum увеличивается, причем в разновозрастных древостоях сильнее, чем в одновозрастных.

 

По данным полевых наблюдений в насаждениях того же региона (Драчков, 1974), в спелых и перестойных насаждениях корневыми гнилями поражено 12-42% деревьев сосны и 6-27% деревьев ели. Более высокие значения пораженности деревьев H. annosum получены при осмотре стволов на нижних складах, согласно которым пораженность корневыми гнилями сосны на некоторых участках достигает 71%, а ели - 63% общей численности деревьев. В сосняках-черничниках IX класса возраста в Архангельской области зараженность сосны H. annosum при экстенсивной и интенсивной рекреационной нагрузках не превышает 12% (в среднем 3,5 и 7,5%, соответственно), что значительно меньше, чем по приведенным ранее данным (Лебедев, Иванова, 1993).

Зараженность насаждений ели корневой губкой в среднетаежных ельниках Европейского Севера России (по данным И.И. Гусева, 1978)

 

Группа типов леса

Доля зараженных деревьев в насаждениях разной возрастной структуры древостоя, %

одновозрастный

условно одновозрастный

разновозрастный

Ельники зеленомошники

8,0

15,0

17,5

Ельники долгомошники

6,6

0

12,4

Ельники сфагновые

-

-

8,1


Зараженность насаждений ели корневой губкой в среднетаежных ельниках Европейского Севера России в зависимости от возраста (по данным И.И. Гусева, 1978)

 

 

Возрастной период, лет

Доля зараженных деревьев в насаждениях разной возрастной структуры древостоя, %

одновозрастный

условно одновозрастный

разновозрастный

61-100

1,7

8,2

8,0

101-140

7,4

12,1

8,0

141-180

10,9

12,9

14,3

181-200

14,8

19,2

33,1

221-260

-

21,4

26,0

261-300

-

20,2

39,2