Совмещение карт ареалов широколиственных и темнохвойных видов, полученных на основе БД, показывает, что на протяжении всего голоцена их пыльца встречается совместно на большей части лесного пояса.
В древнем голоцене ареалы двух этих комплексов полностью перекрываются и представители обоих комплексов встречаются совместно. Исключение составляют север и северо-восток Восточной Европы и единичные пункты в центральных и южных районах, где отсутствует пыльца широколиственных видов. Для раннего голоцена также характерна высокая совместная встречаемость пыльцы комплексов широколиственных и темнохвойных видов на большей площади их ареалов, за исключением нескольких местонахождений в южных и центральных областях Русской равнины, а также крайнего северо-востока Восточной Европы. В среднем голоцене картина принципиально не меняется. Исключение составляют южные районы Восточной Европы (где присутствуют широколиственные виды, а ели нет) и несколько точек на севере (в спорово-пыльцевых спектрах которых не обнаружены широколиственные виды). Аналогичная ситуация и в позднем голоцене.
Поскольку ель и пихта, как эдификаторы, определяют возможность устойчивого существования значительного числа бореальных видов, а широколиственные виды деревьев - неморальных видов кустарников и трав, можно предположить, что значительная часть лесного пояса Восточной Европы была занята хвойно-широколиственными лесами, где в северных частях общего ареала преобладали бореальные виды, а в южных - неморальные.
Современное четкое разграничение широколиственных и таежных лесов оформилось, вероятно, в течение второй половины позднего голоцена и, судя по археологической и исторической литературе, в значительной степени было обусловлено усиливающейся хозяйственной деятельностью. Однако, наличие в современных широколиственных лесах вплоть до южных границ их ареалов комплекса бореальных трав и кустарничков, а в бореальных лесах комплекса неморальных трав (Гроссет, 1930; Оценка и сохранение.., 2000; Смирнова, Коротков, 2001 и др.) свидетельствует в пользу предположения о недавнем широком распространении хвойно-широколиственных лесов в пределах современного лесного пояса Восточной Европы. Одновременно, наличие фрагментов «смешанной, бореально-неморальной флоры» вне сплошного ареала темнохвойных видов позволяет предположить, что при искусственном увеличении лесистости южных областей и изменения, вследствие этого, режима влажности, возможно значительное продвижение ареалов темнохвойных видов на юг в условиях современного климата.
Сопоставление точечных ареалов темнохвойных и широколиственных видов деревьев в голоцене:
треугольники - темнохвойные виды деревьев; круги - широколиственные виды деревьев
Анализ ареалов широколиственных и темнохвойных видов деревьев показал, что в течение всего голоцена на большей части Восточной Европы они обитали совместно: можно предположить, что здесь существовала смешанная неморально-бореальная флора.
Полученные данные подтверждают выводы М.И. Нейштадта (1957), что именно в среднем голоцене все исследованные древесные виды имели наибольшие ареалы. Однако они противоречат его мнению о значительном сокращении ареалов основных эдификаторов темнохвойных и широколиственных лесов в позднем голоцене.
Наличие смешанной флоры вплоть до настоящего времени дает возможность предположить, что окончательное разделение лесного пояса Восточной Европы на зоны широколиственных, хвойно-широколиственных и хвойных лесов происходило в течение последних нескольких столетий.