Прежде всего необходимо акцентировать внимание читателей на представлении о том, что современный биогеоценотический покров лесного пояса Восточной Европы есть результат антропогенных преобразований разной длительности и интенсивности. Такое состояние биогеоценотического покрова рассматриваемой территории определяет необходимость модельной реконструкции его доагрикультурного состояния для решения любых задач охраны и использования природных ресурсов лесов.
Модельная реконструкция биогеоценотического покрова исследуемой территории - это необходимый начальный этап для проведения следующих работ:
• оценки степени антропогенных преобразований;
• составления прогнозов развития при разных режимах использования;
• разработки методов сохранения и/или восстановления биоразнообразия.
Вербальная модель природной организации биогеоценотического покрова лесного пояса Восточной Европы основана на представлениях биогеоценологии, ландшафтоведения, фитоценологии, лесной экологии и популяционной биологии (обзоры этих представлений см.: Коротков, 1991; Remmert, 1991; Восточноевропейские..., 1994; Смирнова, 1998 а,б; Заугольнова, 1999; Оценка..., 2000; Vera, 2000 ).
Биогеоценотический покров можно рассматривать как множество биотических, биокосных и абиотических систем, связанных потоками вещества и энергии (Миркин и др., 1989). Каждая из этих систем - популяции разных видов, почвы, рельеф, подстилающие породы, гидрологическая сеть и другие - представлена множеством элементов, объединенных в иерархические ряды. На заре развития биогеоценологии предполагалось четкое соответствие абиотической, биокосной и биотической компонент биогеоценоза и совпадение их границ (Сукачев, 1949). Последующее изучение взаимного размещения в пространстве размерно-сопоставимых элементов перечисленных систем выявило несовпадение границ, выделенных по разным признакам сообществ и среды. Так, исследования в геоботанике (Ниценко, 1973; Миркин, 1998), почвоведении (Карпачевский, 1977; Дмитриев и др., 1978; Макаров и др., 1999) и геоэкологии (Ласточкин, 1995) показали, что растительные сообщества одного и того же типа могут занимать разное положение в рельефе, располагаться на разных подстилающих породах и на разных почвах. Полное совпадение границ элементов биотических, биокосных и абиотических систем в биогеоценозах, которое декларировалось и в некоторых случаях было показано на ранних этапах развития биогеоценологии и ландшафтоведения (Сукачев, 1928; Полынов, 1934; Перельман, 1947), представляет собой частный случай и действительно имеет место, но лишь в таких ландшафтах, где постоянные антропогенные воздействия усиливают экологические различия экотопов (Ласточкин, 1995).
Опыт исследования демутаций (восстановительных сукцессий) в разных частях лесного пояса Восточной Европы (Восточноевропейские..., 1994; Сукцессионные процессы..., 1999; Оценка..., 2000) показал, что по мере восстановления природного биоразнообразия размеры и границы каждого элемента биотических и биокосных систем изменяются по-своему.
Анализ степени совпадения границ элементов биотических, биокосных и абиотических систем - одна из сложнейших современных задач биогеоценологии и ландшафтоведения, решение которой возможно с помощью современных ГИС-технологий, но требует разработки новых подходов и методов.
Поскольку собственные времена жизни биотических, биокосных и абиотических систем различны, можно ожидать, что различны и времена деградации и восстановления разных систем биогеоценотического покрова после нарушений (природных или антропогенных). Некоторые сведения о временах восстановления разных биотических и биокосных систем лесного пояса Восточной Европы приведены в главах.