Я подношу к скопищу красных клещиков насекомых и убеждаюсь, что пчелы и мухи отличают эти скопления от цветов, а сами клещики совсем не интересуются неожиданными визитерами.
Потревоженные поднесенной к ним в пинцете трудолюбивой сборщицы нектара, они начинают усиленно размахивать ногами, кое-кто, не удержавшись, падает на землю. Создается впечатление, что им никто не нужен, не надо вмешиваться в их тихую жизнь, ведь они такие ярко-красные и несъедобные.
Я укоряю себя за поспешность выводов, удивляясь силе самообмана. У краснотелок интерес только к одному единственному растению с красноватыми стеблями - солянке Petrosimonia sibirica. У этого растения странные и неразличимые невооруженным глазом цветы: какой-то лиловый крошечный хвостик, обозначающий путь к сокровищнице питательных веществ. Возле этой кладовой и собирается суетливое общество клещей, дружно опустив в нее свои головки. Желающих полакомиться всегда больше тех, кто упивается угощением солянки, и над счастливчиками скопляется целая кучка ожидающих своей очереди. Столовая солянки работает по строгому распорядку, она открыта только в дневные и самые теплые часы. Склоняется солнце к горизонту, и она опустевает, клещикам нечего в ней делать, они спускаются вниз и теперь собираются уже незаметными скоплениями у самого основания растения на корневой шейке, полузакрытой землей. Здесь они будут ночевать, а потом, когда снова пригреет солнце, начнут носиться со свойственной им поспешностью, разыскивая пирующих собратьев. Судя по всему, скопления клещиков имеют еще и брачное значение.
Приносят ли клещики пользу солянке? Наверное, да. Они, вероятно, единственные ее опылители.
В лаборатории я вынимаю из пробирки со спиртом краснотелок и рассматриваю под микроскопом. Среди волосков, покрывающих их тело, видна пыльца солянки. Предположение кажется не без оснований. Но кто бы мог подумать, что и клещики могут быть опылителями, да еще краснотелки! А к обманным цветам они, оказывается, не имеют никакого отношения.
Потом я убеждаюсь в том, что красные клещики не живут одиночками, а только большими скоплениями, где каждый зависит друг от друга. В пустынях часты и многочисленны заросли солянки петросимонии, но не везде на них обитают эти загадочные красные малютки.