Страх кобылок перед копытами. Часть 2
Кому-то это объяснение покажется неубедительным, но достаточно пройтись по траве и, если только не слишком прохладно и многочисленные саранчуки не оцепенели, вы убедитесь в том, что ни один не попадет к вам под ноги и не будет раздавлен.
- Так что же тут удивительного! - скажет энтомолог скептик В любой обстановке кобылки спасаются тем, что прыгают подальше от опасности.
Это верно, только не при любой опасности и не всегда. Прыжок - крайняя мера спасения, но далеко не безопасная. Подпрыгнувшую над землей кобылку могут увидеть и схватить птицы, еж, волк или лисица, не пренебрегающие этой добычей летом. От них кобылки не прыгают.
Однажды я заметил, что меня настойчиво преследуют мухи-тахины. И, оказывается, не спроста. Они ожидали, когда из-под моих ног взлетят кобылки. В это мгновение мухи бросались на свои жертвы и откладывали им под крылья яички. Как бы опасаясь своих недругов, кобылки не желали прыгать, и только опасность быть раздавленным подавляла осторожность.
Я помню, как в Семиречье на Поющей горе, один раз невольно залюбовался токованием кобылки-савиньи. Она резко взмыла в воздух, совершая на лету отчаянные пируэты и потрескивая крыльями, падала на землю, заканчивая воздушный танец протяжной и звонкой трелью. На кобылку неожиданно набросилась каменка-плясунья, но промахнулась. Кобылка тотчас же упала в куст дзужгуна, и там на нее нашло что-то вроде оцепенения: я несколько раз пытался выгнать оттуда перепуганное насекомое, но оно не желало даже шевельнуться. Но вернемся к отаре овец.
Кобылки узнают о приближении животных. От страха перед копытами, пытаясь спастись, они прыгают во все стороны. В это время их и ловят скворцы.
Птицы отлично усвоили выгоду, которую можно извлечь от общения с овцами, и с большим успехом ею пользуются. Чабан в какой-то мере был прав. Действительно, скворцы любят баранов!