Секреты маленькой кобылки-летуньи. Часть 1
Кобылка-летунья принадлежит к роду Аилопус. В нашей стране известны ее пять видов. Летунья, с которой я познакомился, называлась Aeolopus oxyanus.
Впервые я встретился с нею в урочище Бартугай почти двадцать лет назад в счастливую пору смелых и дальних путешествий по пустыне на мотоцикле. Счастливую потому, что после велосипеда моторизированный транспорт казался мне верхом совершенства.
В знойный осенний день я сбежал из пустынной Сюгатинской равнины в тугаи реки Чилик. Возле бурной протоки мы нашли глубокую тень в зарослях лоха, ив, лавролистного тополя и облепихи. С одной стороны бивака располагалась галечная отмель, слегка поросшая курчавкой. Она сверкала под солнцем и казалась разлившимся по земле раскаленным металлом. Иногда, набравшись решимости, я выбирался из тени деревьев и бродил по отмели. Солнечные лучи блестели так ярко, что тенистые заросли казались совсем темными.
На галечной отмели жили разнообразные кобылки. Они скрипели на своих музыкальных инструментах, верещали на разные голоса. Поднимаясь в воздух, трещали разноцветными крыльями, прыгали во все стороны из-под ног. Жара для них была благодатью. Они упивались ею, справляя праздник веселья, жизнерадостности и благополучия. Их чувства были обострены, а тело, разогретое солнцем, испытывало прилив сил и здоровья.
В то время я был еще слабо знаком с ними, но все же с интересом присматривался к этим созданиям, забывая о нестерпимом зное, палящих лучах солнца и раскаленной земле. Из множества кобылок мне хорошо запомнилась одна летунья.
Она была не такая, как все, всегда молчала, а потревоженная, легко взлетала вверх и, грациозно лавируя в воздухе, уносилась далеко от опасности. Часто особенность ее поведения казалось необычной. Срываясь с земли при моем приближении, она садилась на деревья, исчезая среди листвы.
Почему кобылки-летуньи садятся на деревья? - спрашивал я специалистов по прямокрылым.
- Не знаем! - отвечали мне. - Далеко не все в природе должно иметь причину и объяснение.
Отчего же летунья, как пишется в руководствах, обитает по берегам рек и озер? - допытывался я.
Тоже не знаем! Очевидно, такова историческая обусловленность ее к этой обстановке жизни.
В общем, маленькая кобылка-летунья не желала раскрывать свои секреты и вскоре забылась.