Кобылки-переселенцы. Часть 1
После темного елового леса степной склон горы кажется раздольем: отсюда далеко видны и горы, и долины, и скалистые вершины со снегами. И мир насекомых здесь другой, да и жизнь кажется оживленней.
Тоненькими голосами жужжат мухи-неместриниды. Вяло перелетают с цветка на цветок ярко-красные с черными пятнами ядовитые бабочки- медведицы, летают крылатые муравьи-лазиусы, бабочки-голубянки. Из травы доносится многоголосый хор кобылок-музыкантов!
Напротив, на темном фоне горы, поросшей еловым лесом, вижу летающих насекомых. Впереди каждого торчит ровная и довольно толстая палочка. Это, наверное, вытянутые в струнку усики. Но крылья что-то слишком широки и их будто бы четыре. Пилоты проносятся над глубокой горной долиной все в одном направлении. Они летят против легкого бриза, дующего, как всегда в здешних горах, с низовий к вершинам. Насекомые летят без перерыва. Становится ясным, что сейчас происходит их массовое переселение. Но к чему оно и кто такие путешественники?
Незнакомцев поймать непросто, они летят довольно высоко над землей. Я предпринял несколько неудачных попыток и, тяжело переводя дыхание, стал подниматься к оставленному на горе рюкзаку.
Многие переселенцы поднимаются из травы. В момент взлета становятся видные их длинные и слегка красноватые ноги. Поднявшись в воздух, они подгибают ноги под туловище, становясь похожими на маленький самолет, убирающий шасси.
Когда нет ветра, пилоты медленно набирают высоту. Если же ветер сильный, то взлетевшего преследует неудача, так как ток воздуха отбрасывает его назад, заставляя садиться в траву. Но когда силы ветра и мышц крыльев уравновешиваются, аэронавты поднимаются высоко в воздух, сверкая блестящими, прозрачными крыльями на фоне темного южного неба. Подъем идет успешно, две-три сотни метров высоты осилены, далекое путешествие начато, и насекомое летит к далеким и жарким долинам.
Если прилечь на землю и, запрокинув голову, посмотреть на небо, можно заметить, как много таких переселенцев собралось в путешествие.
Среди летящих насекомых иногда можно увидеть особей чуть большего размера с желтым, а не красноватым кончиком брюшка. Они редки. Полет их тяжелый, медленный. Им редко удается высоко подняться над землей.
Я хорошо отдохнул от долгого подъема в горы, вдоволь насмотрелся на незнакомцев, совершающих перелеты, и сейчас не прочь вновь поохотиться за ними с сачком в руках. По крутым склонам трудно гоняться за летающими насекомыми. Но что значит отдышка и тяжелое биение сердца, когда сквозь ткань сачка виден, наконец, трепещущий комочек. Сейчас я увижу, кто он такой. К удивлению, я узнаю одного из самых распространенных саранчовых - кобылку Chortippus apricarius.