Сирфида и пчела. Часть 4
Но немало среди насекомых и полезных. Хищные жуки, осы, наездники очень помогают в уничтожении вредителей сельского и лесного хозяйства. И, наконец, мы изучаем даже таких насекомых, которые безразличны для практической деятельности.
Надо же человеку, покорителю природы, знать, что его окружает. И часто при этом обнаруживается что-нибудь очень важное и необходимое. В жизни насекомых так много интересного и еще неизвестного.
- Вон, видите, - продолжаю я беседу, - там летает насекомое. И вон еще. Смотрите, какие у него ноги. Похоже, будто пчела тащит пыльцу?
- Похоже! - дружно отвечают мои молодые слушатели.
- Как вы думаете, пчела ли это?
- Конечно, пчела! - без сомнения отвечают они.
- И я тоже думал, что это пчела. В действительности же нет. Вот такая «пчела» у меня поймана (и я вынимаю эристалию из морилки). Видите, крыльев у нее не четыре, а два. Не пчела, а муха и ноги у нее обычные, тонкие, мушиные. Но во время полета она прижимает голень к бедру, отставляет задние ноги книзу и вибрирует ими. Вот и получаются ноги, как у пчелы. Сходству этому помогают густые волоски. Может быть, они только для того и существуют. Как, ловкая подделка?
- Очень ловкая! - соглашаются со мной.
Тогда я предлагаю поймать несколько обманщиц. Мои неожиданные знакомые с интересом принимаются за охоту на сирфидэри-сталий. И тогда оказывается, что у каждой мухи имеется свой район. Половишь в одном месте, распугаешь мух, улетят они из этого места, приходится долго ждать, когда залетят на незанятые участки новые, еще непуганые. И все же через десяток минут у меня имеется уже добрая дюжина мух.
- Поймал, еще поймал! - раздается радостный возглас.
Пока я спешу с морилкой в руках, охотник за мухами начинает браниться, трясет рукой и трет палец В моем сачке, взятом добровольным помощником, вместо мухи-сирфиды жалобно поет крыльями пчела с настоящими неподдельными обножками.
Ничего, - успокаиваю я пострадавшего, -это вам на пользу. Учитесь отличать поддельное от настоящего. В жизни пригодится!