При изучении паразитофауны гаги (Somateria mollissima) на островах Баренцова моря (Белопольская, 1952а) было отмечено патогенное влияние Microphallus pygmaeus на взрослых, естественно инвазированных гаг.
Кроме того, проводились наблюдения над птенцами гаги, которые были выведены в инкубаторе. Сначала птенцов кормили кашей, но затем они питались на литорали гаммарусами и литторинами, где обычно кормились выводки гагачат. Через 19 дней один из подопытных птенцов погиб. При взвешивании оказалось, что вес его был всего 69 г, обычный вес гагачат при выходе из яйца 65—80 г; за 19 дней птенец не прибавил в весе.
Он был настолько истощен, что грудные мышцы у него были в виде тонкой пленочки. При вскрытии было установлено, что птенец заражен четырьмя видами трематод: Microphallus pygmaeus — 3250 экз., Levinseniella propinqua — 8 экз., Himasthla militaris — 3 экз., Catotropis verrucosa — 49 экз. Другой птенец, погибший через 38 дней, весил 179 г, а количество М. pygmaeus в его кишечнике превышало 9000 экз.
На островах Кандалакшского заповедника в течение нескольких лет наблюдалась массовая гибель птенцов гаги, доходящая в отдельные годы до 410 экз.
Исследования Кулачковой (1953, 1958, 1960) выяснили причину массовой гибели птенцов ценной промысловой птицы — гаги. Оказалось, что основной причиной гибели гагачат были гельминты: Paramonostomum alveatum Microphallus pygmaeus и Himenolepis microsoma. Проведя исследование погибших гагачат, Кулачкова установила, что причиной гибели 13,3% от общего числа погибших птенцов были трематоды семейства Microphallidae и, в основном, М.pygmaeus; 12% гагачат погибли от смешанной инвазии P. alveatum и М. pygmaeus и 6,4 % — от смешанной инвазии М. pygmaeus и Н. microsoma. Максимальная интенсивность заражения птенцов гаги трематодой М. pygmaeus достигает 640000 экз.