К вопросу об идентичности P. pellucidus (Linstow, 1873) и P. anatimis Markov, 1902
Этот вопрос возник в самое последнее время в связи со статьей Краснолобовой, опубликованной в 1959 г. в международном журнале «Helminthologia». Краснолобова ставила эксперименты по заражению цыплят, утят и гусят метацеркариями простогонимусов, выделенных из тела естественно инвазированиых стрекоз (имаго) Cordulia aenae и Libellula quadrimaculata. Она считала, что эти метацеркарии являлись личинками P. pellucidus. Но в работе нет указаний, на каком основании эти метацеркарии были определены до вида.
В результате заражения Краснолобова получила половозрелые экземпляры, определенные ею как P. pellucidus. При этом мариты, развившиеся в организме «типичных хозяев» (кур, цыплят), имели характерные признаки P. pellucidus. Трематоды, развившиеся в фабрициевой сумке уток и гусей, по своему строению соответствовали P. anatinus Markov, 1902 (имели недоразвитые половые органы и меньшие размеры). Приведенные ею рисунки действительно подтверждают это.
Отсюда Краснолобова делает вывод «о полной видовой идентичности» P. pellucidus и P. anatinus.
Слабое развитие половых органов у экземпляров, полученных экспериментально у утят и гусят, автор объясняет тем, что у последних, не являющихся облигатными хозяевами P. pellucidus, наблюдается замедленное формирование половой системы по сравнению с нормальным развитием этого паразита у облигатных хозяев — кур. По ее данным, в организме цыпленка половозрелая марита развивается в течение двух недель, а у утенка для формирования мариты требуется 42 дня.
Таким образом, Краснолобова считает, что экземпляры, описываемые разными авторами как P. anatinus, являются недоразвитыми представителями P. pellucidus, развитие которых замедлилось в связи с тем, что паразит проник не в облигатного, а в факультативного хозяина.