Вышедшие из моллюска церкарии совершают активные движения. Они быстро всплывают вверх и повисают неподвижно в воде, принимая характерную позу с расправленными фурками и опущенным вниз телом с согнутым стволом хвоста.
В такой позе церкарии медленно опускаются, затем снова всплывают. Церкарии обладают отрицательными фото- и геотаксисами (Сцидат, 1924в). Сцидат и Комия считают, что церкарии не обладают активной способностью находить хозяина, и нападают на рыбу только при соприкосновении с ней.
Гинецинская (1958) указывает, что церкарии держатся затененных мест. Они попадают в тень, отбрасываемую рыбой, и держатся в ней. При неожиданных поворотах рыбы дарящие в воде церкарии натыкаются на нее, прикрепляются к телу и внедряются под покровы. Этот процесс сопровождается обильными кровоизлияниями, что при сильной инвазии приводит к гибели рыбы, особенно мальков. Хвост церкария в момент внедрения теряется.
Церкарии достигают места нормальной локализации — хрусталика глаза через покровы гематогенным путем. Некоторые авторы считают возможным проникновение церкариев в хрусталик непосредственно через роговицу глаз. Наблюдаемые иногда повреждения роговицы в виде ходов они склонны приписать последствиям такого проникновения.
Первые метацеркарий (по Комия, 1938) наблюдаются на 5—10 день с момента внедрения церкария.
Церкарии D. spathaceum способны проникать также и в амфибий, по без дальнейшего развития. У головастиков они проникают через любую точку поверхности тела, у взрослых лягушек и тритона — через роговицу глаз (Шеперклаус, 1954).