Историческая справка. Трематода C. platycephalus была описана впервые Креплином в 1825 году под названием Amphistoma platycephalum.
Автор располагал экземплярами из фабрициевой сумки краснозобой гагары и большой поганки. В работе 1846 года он значительно увеличил список хозяев этой трематоды, включив в него серебристую и обыкновенную чаек, клушу, среднего и короткохвостого поморников и орлана-белохвоста. Зибольд (1836) перевел вид Креплина в род Holostomum. Он имел материал от сизой чайки, клуши, краснозобой гагары, баклана и орлана-белохвоста.
Во всех случаях трематоды были найдены в фабрициевой сумке птиц. В 1897 году была опубликована диссертационная работа Тосса (Thoss) о строении тела нового вида трематод — Holostomum cucullus от обыкновенной чайки. Люэ (1909) включил этот вид в число синонимов S. variegata. Сцидат (1929) показал, что H. cucullus идентичен Amph. platycephalum, который четко отделяется от H. variegatum. Оба эти вида он включил в состав своего нового рода Cotylurus. Не делали различий между H. variegatus и H. platycephalum также Брандес (1888, 1890), Мюллинг (1898) и Бреслау (Bresslau, 1912).
В работах, опубликованных после монографии 1938 года, Дюбуа (1948, 1953) рассматривает вид C. platycephalus в составе двух подвидов — типичного и нового C. p. communis. Последний ранее считался самостоятельным видом C. communis (Hughes, 1928) La Rue, 1926. Он был описан от серебристой чайки с территории Северной Америки. Крупные размеры и сходство в локализации послужили причиной объединения этих двух форм в один вид как европейский и североамериканский подвиды. Эта точка зрения была принята и Быховской-Павловской (1955) в ее капитальной работе по трематодам птиц СССР.
Однако идентификация видов C. platycephalus и C. communis вызывает сомнения. Экземпляры C. platycephalus достигают от 4 до 12 мм. Столь резких колебаний в размерах не имеет ни один из видов стригеат. Это заставляет подозревать, что в фабрициевой сумке и клоаке птиц паразитирует не один, а не менее двух видов рода Cotylurus, диагностируемых выше как C. platycephalus; в том числе один сходен с C. communis. Признать их за подвиды вряд ли можно, поскольку они встречаются на одной территории, у одних хозяев и в одних органах. Так как вопрос об идентичности видов C. platycephalus и C. communis еще не решен, мы рассматриваем их как самостоятельные виды.