Черви, заразившие рыб осенью (октябрь), созревают осенью, зимой и весной. Летом сосальщики откладывают яйца и сами гибнут.
В это же время проходит развитие партеногенетических поколений в промежуточных хозяевах, а осенью происходит заражение рыб новыми поколениями» (Комарова, 1951). Таким образом, по Комаровой, заражение рыб новыми поколениями Crowcrocaecum skrjabini происходит главным образом летом и осенью. К несколько иным выводам приходит Коваль (1952, 1955), исследовавшая Crowcrocaecum skrjabini из кишечника Acerina acerina в течение круглого года. Приведем цитату из ее работы.
«Бобырь обследовался нами ежемесячно в течение 12 месяцев, с марта 1946 года по март 1947 года. Как показали исследования, заражение бобыря Coitocaecum skrjabini может происходить на протяжении весеннего, летнего и осеннего периодов, причем основное заражение молодыми формами паразита наблюдается ранней весной — в марте и в двух первых декадах апреля. В это время иногда встречаются отмирающие половозрелые особи. Интенсивность заражения в марте-апреле достигает в среднем на одну рыбу 20—30 экземпляров.
В одном случае нами было обнаружено 86 экземпляров. С течением времени интенсивность инвазии постепенно уменьшается вследствие того, что не все черви выживают и многие из них гибнут. К концу апреля, увеличиваясь к этому времени в размерах, паразиты начинают продуцировать яйца. Максимальное количество яиц в апреле равнялось 17. В мае, июне, июле происходит дальнейшее развитие Coitocaecum skrjabini. Летом и осенью черви встречаются в основном в половозрелом состоянии, с яйцами в матке. В это время лишь изредка попадаются молодые формы, заражение которыми произошло недавно. Максимальное количество яиц в летние месяцы колебалось между 100 и 120.
Средняя интенсивность заражения бобырей летом равна 10—12 экземпляров на одну рыбу, максимальная — 63. С ноября по февраль интенсивность инвазии Coitocaecum skrjabini резко падает. Паразиты встречаются отдельными экземплярами. Количество яиц в матке в зимние месяцы равно 2—4. Чаще, однако, они вовсе отсутствуют. Старые, отмирающие черви очень вялы, малоподвижны, с атрофированными желточниками. В продолжение летнего и осеннего периодов в кишечнике бобыря наблюдаются и неполовозрелые формы. Процент заражения ими невелик, и интенсивность заражения очень низкая.
Crowcrocaecum skrjabini (Iwanitzky, 1928) (по Коваль, впервые)
Crowcrocaecum skrjabini (Iwanitzky, 1928) (по Коваль, впервые)
Вариационная изменчивость мариты
Crowcrocaecum skrjabini (Iwanitzky, 1928) (по Коваль, впервые)
Старческие формы
Crowcrocaecum skrjabini (Iwanitzky, 1928) (по Роман, 1955)
a — от красноперки; б — от жереха; в — от уклеи; г — от подуста; д — от ерша; е — от карася; ж — от сома; з — от леща; и — от усача; к — от сазана