Спороциста. Относительно дальнейшего развития мирацидия имеются следующие данные.
Бивер (1937) указывает, что мирацидий Echinostoma revolutum после проникновения в тело моллюска превращается в спороцисту или редию. Стадии спороцисты он не обнаружил, хотя особенно и не искал, поэтому вопрос о наличии спороцисты оставляет открытым. Джонстон (1920) полагает, что у E. revolutum стадия спороцисты отсутствует.
С другой стороны, Матиас (1925), поставивший несколько серий экспериментов с целью наблюдения ранних стадий развития мирацидия Hypoderaeum conoideum, сообщает, что плавающий мирацидий проникает в мантийную полость моллюска, потеряв предварительно реснички, и вначале прикрепляется к какой-либо точке мантии, а затем проходит через ткани моллюска, становится неподвижным, увеличивается в размерах и превращается в примитивную спороцисту. Спороцисту можно было наблюдать в теле Limnaea stagnalis и L. limosa по прошествии 12—18 дней после проникновения мирацидия.
Она напоминает неподвижный мешок, достигающий 0,59 мм длины при максимальной ширине 0,24 мм. Один из ее концов округлый, а другой сужен и вытянут. В полости тела спороцисты можно различить зародышевые шары и сформировавшихся редий. Отверстие для выхода нового поколения отсутствует.
Через 12 дней, при температуре 23—24° спороциста начинает производить редий.
Мирацидий Echinoparyphium recurvatum (по сообщению Рашина, 1933) после потери ресничного покрова проникает в тело моллюска, проходит в его сосудистую систему и попадает в сердце. Там он прикрепляется своим хоботком к мышечному сплетению, увеличивается в размере и превращается в спороцисту длиною до 0,75 мм, а через некоторое время производит первую генерацию редий. При температуре 25° в сердце уже через неделю можно найти материнских редий, а через 14 дней появляются и дочерние редии. Что касается количества редий в зараженных моллюсках, то оно может быть очень велико.
Например, Стенкэрд указывает, что у моллюска Nasa obsoleta пищеварительные железы были сплошь заполнены развитыми редиями Hymasthla quissetensis, причем их число в отдельных случаях достигало тысячи; их воздействие на организм хозяина было разрушительным. Судя по данным Стенкэрда (1937), материнские редии производят одиночных дочерних редий, в то время как последние продуцируют массовое количество церкариев.