Нет никакого сомнения в том, что изменчивость внешних признаков, а именно формы тела, явилась результатом эволюции горгодерид.
Если бы это было не так, то не было бы соответствующей закономерности в распределении данных признаков у трех вышеприведенных эволюционных групп, отвечающих особенностям трех основных подсемейств горгодерид. Вместо выраженного постоянства формы тела трематод у представителей различных подсемейств горгодерид анапоррутины имели бы также и цилиндрическую форму, горгодерины широкоовальную или наоборот.
Но подобного явления у названных горгодерид не отмечено. Далее, изменчивость отдельных систем органов горгодерид, как, например, половой, пищеварительной и выделительной, также, несомненно, связана с эволюцией циклов развития и миграции паразита в теле дефинитивного хозяина. Несомненно, однако, что миграция паразита играла в этом вопросе скорее опосредованную, чем непосредственную, роль. Изменение же в цикле развития, безусловно, вызывало прямое воздействие на мариту. Так, например, заражение дефинитивного хозяина церкариями горгодерид не путем поедания моллюска, а в результате проглатывания свободно плавающей спороцисты, как это указывалось и выше, привело к повышению продукции яиц маритой.
Следовательно, должны были произойти изменения в структуре половых желез. Все эти факторы возникли благодаря переходу горгодерид к тем пресноводным рыбам, которые не питаются моллюсками. В результате перехода горгодерид от селяхий к костистым рыбам совершенно изменялись условия выведения из организма дефинитивного хозяина отложенных паразитом яиц. В связи с этим произошло изменение в процессе миграции трематод при проникновении в дефинитивного хозяина. Проникновение же горгодерид в новый орган вызвало изменение формы тела паразита.