Самый процесс адаптации горгодерид к селяхиям, как указывалось и выше, должен был происходить в прибрежной зоне у тех акул и скатов, которые питались моллюсками.
К этому времени личиночные стадии моногенетической трематоды рыб типа Gyrodactylus elegans успели уже приспособиться к развитию в моллюске. Закончившие развитие в моллюске личинки моногенетических трематод попадали затем в пищеварительный тракт селяхий, поедавших зараженных моллюсков.
Таким путем они смогли приспособиться к паразитированию в кишечнике и полости тела акул и скатов и положить начало дигенетическим трематодам, а затем и новому семейству червей — горгодерид. В связи с этим изменился и жизненный цикл моногенетических трематод. Марита жила в кишечнике или полости тела селяхий, а личиночные стадии ее развевались в промежуточном хозяине — моллюске.
Возникшие таким путем полостные паразиты превратились в дигенетических трематод. Яйца этих дигенетических трематод, содержащие готовую личинку — мирацидий, выбрасывались из тела селяхий в воду. Здесь из яйца выходил мирацидий, который затем все так же пассивно, как и его предки, попадал в жаберную полость моллюска. В этом последнем теперь развивались материнская и дочерняя спороцисты, а в последней — церкарии. Совершенно очевидно, что в результате изменчивости мариты после перехода моногенетических трематод к паразитированию и кишечнике или полости тела рыб, должны были произойти значительные изменения и в развитии личиночных стадий червя в теле промежуточного хозяина.
Вместо личинок второй, третьей и четвертой генераций развивались соответственно материнская, дочерняя спороцисты и церкарии. Этот же общий план цикла развития первых дигенетических трематод должен был сохраниться и у горгодерид, даже после перехода от селяхий к пресноводным рыбам. И действительно, у этих последних цикл развития горгодерид происходит по той же схеме. Однако и в этом случае изменчивость мариты у пресноводных рыб вызвала изменения в некоторых деталях развития стадий, паразитирующих у промежуточных хозяев -— моллюсков.