У трех человек, у которых наблюдалась реакция III и IV степени после первичного заражения церкариями трихобильхарций (Т. stagnicolae), имело место вторичное заражение церкариями шистозоматий (Schistosomatium donthitti).
Во всех трех случаях наблюдалась реакция I степени. У четырех человек, у которых после первичного заражения церкариями трихобильхарций (Т. stagnicolae) наблюдалась реакция III и IV степени, вторичное заражение церкариями других трихобильхарций (Т. ocellata) вызвало следующие симптомы: у одного из них была реакция III степени, у двух — реакция IV степени; у одного, давшего к церкариям Т. stagnicolae реакцию IV степени, при повторном заражении церкариями Т. ocellata наблюдалась реакция II степени.
Генерализованная реакция на заражение церкариями. У двух человек наблюдалась общая кожная реакция наряду с типичными местными поражениями. У одного пациента через 10 часов после заражения церкариями трихобильхарций (Т. stagnicolae) имелись хорошо развитые папулы и сильный зуд. Но вместе с тем появились мелкие папулы (1—2 мм в диаметре) на животе; у второго пациента наблюдались папулы на туловище и на плечах. Они держались около недели. Через год, при новом инвазировании церкариями, наблюдалась опять генерализованная кожная реакция, появившаяся через два дня после заражения.
Повторный дерматит людей, имевших в анамнезе шистозоматидный дерматит. У четырех человек, имевших раньше шистозоматидный дерматит, при заражении церкариями трихобильхарций (Т. stagnicolae) развился типичный шистозоматидный дерматит.
Указанные четыре пациента имели шистозоматидный дерматит за 4 месяца, 8 лет, 10 лет и 12 лет до этого. Из них один пациент страдал за 8 лет до этого мочеполовым шистозоматозом (Sch. haematobium) и после лечения не имел никаких проявлений болезни. У него также развился типичный дерматит.