Течение болезни. Патогенез африканского кишечного шистозоматоза в общих чертах идентичен с таковым японского шистозоматоза. Внедрение церкариев может быть связано с определенными кожными явлениями той или иной интенсивности.
Так, например, Райт и Робертс (Wright a. Roberts, 1944) описали случай сильно выраженного дерматита с общими явлениями (рвота, лихорадка) и последующей эозинофилией 95,6%.
Во время миграции шистозом и созревания появляются симптомы токсэмии, лихорадочное состояние, уртикария, боли в животе, отсутствие аппетита, затрудненное дыхание, лейкоцитоз, эозинофилия.
По завершении основного миграционного цикла шистозомы, как указывалось выше, вначале обитают в портальной системе, а затем переходят в мезентериальные вены и венулы, где и откладывают яйца, выходящие затем из сосудов в ткани кишечника и его просвет.
С 3—5-й недели после заражения начинают преобладать явления со стороны пищеварительного тракта и вслед за тем появляется понос, напоминающий дизентерийный, с примесью крови и слизи; это совпадает с выхождением яиц в просвет кишечника. В слизи можно обнаружить яйца. Изредка обнаруживаются яйца и в моче. Наблюдается выпадение прямой кишки. Печень увеличивается, равно как и селезенка.
Яффе (Jaffe, 1948) сообщает, что в Венецуэле кишечные поражения, вызываемые Sch. mansoni, отличаются от таковых в других местностях. Обычно бывает катарральный колит с отеком, небольшими кровоизлияниями и небольшой инфильтрацией. Диффузные поражения в печени, сердце, кишечнике, селезенке, кровеносной системе автор относит за счет действия токсических продуктов паразита.